Регулировка за иж 21251
ИЖ-2125
Иж-2125 «Ко́мби» (Иж-Ко́мби) — советский легковой автомобиль, выпускавшийся с 1973 по 1997 год на Ижевском автомобильном заводе, на базе легкового автомобиля Москвич-412.
В 1982 году был модернизирован и выпускался до 1997 года под обозначением Иж-21251 «Ко́мби».
Содержание
История создания
Во второй половине шестидесятых годов в Европе наметился рост интереса к практичным автомобилям с кузовами «хетчбэк» и «лифтбэк», особенно после появления модели Renault 16, названной Автомобилем 1965 года в Европе и на длительный срок установившей стандарты для этого класса. Эти автомобили были более практичны для индивидуального владельца по сравнению с универсалами, при этом по грузоподъёмности и — в особенности — удобству погрузки и выгрузки багажа превосходили традиционные седаны. В Европе начала семидесятых годов многие производители предлагали подобные модели, особенно популярны они оказались во Франции.
Не обошёл этот интерес стороной и СССР, тем более, что универсалы редко продавались в личное пользование, а насущная необходимость во вместительном семейном автомобиле для поездок на дачу и автотуризма существовала. В конце шестидесятых годов, над разработкой подобной модели начали работать конструкторы недавно созданного Ижевского автозавода.
За основу была взята уже освоенная в Ижевске модель «Иж-Москвич-412» с сохранением широкой унификации. Основные заметные внешне изменения коснулись задней части кузова. Отдельный багажник «Москвича» был заменен на объединенный с салоном грузовой отсек с дверью задка, открывающейся вверх. Была также изменена форма рамки задних дверей. Помимо этого, была изменена и силовая структура кузова. Вместо отдельных подрамников в оконечностях, он получил более жёсткую вваренную раму с цельными лонжеронами от переднего бампера до заднего. Такую же конструкцию имели и кузова ижевских пикапов Иж-2715. Также автомобиль получил усиленные рессоры для повышения грузоподъёмности и трансформируемый задний ряд сидений.
Опытные образцы имели решетки радиатора от серийных седанов, но в серию «Комби» пошёл со своим уникальным оформлением передка с вертикальными фонарями, включавшими в себя габаритные огни и вертикальные поворотники по бокам от фар, которые изначально на всех автомобилях были прямоугольными, производства ГДР, — даже после того, как примерно в 1973-74 году ими перестали комплектовать другие модели «Иж». Это оформление отчасти напоминало ряд прототипов серии «3-5», построенных на АЗЛК в те годы.
Модель получила обозначение Иж-2125 (она же — «Иж-Комби») и пошла в серию в 1973 году.
Название «Комби»
Тип кузова автомобиля обозначался как «комби» или «грузопассажирский пятидверный». Название «комби», «комби-лимузин» происходит из немецкоязычной терминологии, и означает в оригинале любой автомобиль с дверью в задней стенке кузова [1] .
Строго говоря, хетчбэком, как его пытаются классифировать в наше время, Иж-2125 не был, так как этот термин подразумевает укороченный относительно седана и универсала задний свес [2] , а у «Комби» он был практически таким же, как у базовой модели с кузовом «седан». Не случайно эта модель официально обозначалась именно как «комби», хотя термин «хетчбэк» уже был известен в те годы.
Более точно кузов этого автомобиля описывает малоупотребимый в России термин «лифтбэк».
Также, учитывая наличие у него «уступа» на задней двери, его можно было бы классифицировать как «нотчбэк», так как хетчбэки и лифтбэки с такой формой задней части в Европе иногда называют именно «нотчбэк» [3] .
Модернизации
С 1982 по 1997 год выпускался модернизированный вариант, обозначавшийся Иж-21251, получивший передние дисковые тормоза вместо барабанных, раздельный привод передних и задних тормозов, новую электропроводку, отличался иным внешним видом — утопленные в филенки дверей сильно заниженные ручки, тёмная решётка радиатора с круглыми фарами (в рекламе автоэкспорта тех лет встречается вариант с прямоугольными), упрощённое оформление с меньшим количеством хрома, ближе к концу 80-их стали убирать форточки на передних дверях(показано на фотографии). В салоне появилась «мягкая» панель приборов и накладки обивок дверей, которые обеспечили соответствие автомобиля Правилам безопасности ЕЭК ООН.
Кроме того, по мере производства в конструкцию автомобиля постоянно вносились более или менее существенные улучшения, так, с 1980 года автомобиль комплектовался вакуумным усилителем тормозов вместо гидровакуумного. Эти изменения были распространены также и на другие модели, выпускавшиеся заводом: седаны М-412, фургон ИЖ-2715 и пикап ИЖ-27151.
Также в начале 1980-х годов Ижевским автомобильным заводом была представлена люксовая версия «Комби» — Иж-21251 «Комби» SL. http://photo.qip.ru/users/762b/16675/7008297/#mainImageLink
Варианты решеток радиатора
ИЖ-2125 Комби c 1973 до 1982 года.
ИЖ, M-412ИЭ и 21251 Комби — с 1982 года.
Оценка модели
«Иж-Комби» сохранил конструктивную надёжность и достаточно высокие для его времени и класса динамические качества «Москвича-412», объединив их с повышенной грузоподъемностью (70 кг против 50 кг у седана при перевозке 4 человек; 280 кг при перевозке одного человека) и вместительностью пятидверного грузопассажирского кузова. Несколько улучшилась аэродинамика за счёт плавно снижающейся покатой крыши.
Однако, из-за более жёстких рессор и шин комфортабельность «Комби» хуже, чем у базового седана, кроме того, неотделенный багажный отсек усложняет прогрев салона зимой и способствует попаданию в салон посторонних запахов (недостаток большинства ранних автомобилей с кузовом «хетчбэк»). Увеличившаяся масса и жесткие шины предопределили повышенный расход топлива, несмотря на улучшение аэродинамических качеств. Геометрические размеры салона не увеличились по сравнению с базовой моделью М-412, соответственно, оставались столь же стеснёнными по ширине.
Несмоторя на унификацию многих кузовных панелей с седаном «Москвич» середины шестидесятых годов, автомобиль отличал достаточно свежий для его времени дизайн, не уступавший мировым аналогам вроде того же Renault 16,— с сильным наклоном образующих композицию боковины кузова линий, оригинальным решением передка и задней части с «уступом» внизу пятой двери.
«Комби» с самого начала своего выпуска завоевал любовь и признание дачников, автотуристов и вообще всех, кто ценил вместимость автомобиля и был готов ради неё несколько поступиться комфортом. Кроме того, на популярность модели немало повлиял тот факт, что «Иж-Комби» чаще находился в свободной продаже, и вообще был более доступен, в отличие от, скажем, универсала ВАЗ-2102, приобрести который было ещё сложнее, чем седан той же марки.
В первые годы после снятия официальных ограничений на предпринимательскую деятельность, «Иж-Комби» оказался популярен у предпринимателей в качестве развозного автомобиля благодаря невысокой стоимости приобретения и владения и относительно большой грузоподъемности. Однако, устаревшая конструкция и снятие с производства базовой модели, малая вместимость относительно универсалов производства ВАЗа, а также невысокое качество автомобилей поздних выпусков привели к достаточно быстрому падению его популярности. В настоящее время, Иж-Комби — редкий гость на дорогах России, а модели ранних выпусков (с прямоугольными фарами и блестящей решёткой радиатора) практически не встречаются.
Наследником модели Иж-21251 стал «настоящий» хэтчбэк Иж-2126, намного более совершенный в техническом плане, но унаследовавший отдельные конструктивные решения предшественника, в первую очередь — зависимую заднюю подвеску и семейство двигателей УЗАМ рабочим объёмом 1.5, 1.7 и 1.8 литра (однако, в поздние годы выпуска модели значительная часть −2126 все же комплектовалась двигателями ВАЗ).
Регулировка за иж 21251
ИжАвто
В течение пяти лет «ИЖ-Комби» выпускался без значительных изменений конструкции и не обзаводился модификациями. Поэтапная модернизация всей линейки ижевских автомобилей продолжилась в 1977 году изменениями в системе охлаждения – внедрение закрытого контура с расширительным бачком позволило использовать в ней антифриз. Годом позже изменения коснулись и тормозной системы – она стала двухконтурной, с раздельным приводом на передние и задние колеса и устройством, сигнализирующим об отказе любого из контуров, а гидровакуумный усилитель уступил место вакуумному, с главным цилиндром типа «тандем». Гидропривод задних тормозов получил предотвращающий блокировку регулятор давления. Эти изменения, в свою очередь, потребовали изменения моторного щита. Автомобили с двухконтурной тормозной системой получили обозначение ИЖ-21251. Появилась и новая облицовка радиатора – уже черная, но фары по-прежнему еще устанавливались прямоугольные.
В 1982 году «ИЖ-Комби» подвергся общему для всех ижевских моделей рестайлингу, обзаведясь новым передком с круглыми фарами, разработанным еще в начале 70-х годов для ИЖ-14. Поскольку вакуумный усилитель, передние дисковые тормоза и двухконтурная тормозная система с 1980-1981 годов устанавливались уже на все ижевские автомобили, необходимость отмечать этот факт в индексе модификации отпала, и лишняя единичка в конце цифрового обозначения «ИЖ-Комби» с 1982 года указывала именно на рестайлинг, тем более, что с иным оформлением передка машины больше и не производились.
В ходе модернизации ряд изменений был внесен и в конструкцию ижевских машин. Применение закрытых подшипников полуосей избавило владельцев от хлопотной процедуры смазки этих узлов, а фосфатирование шестерен редуктора и дифференциала позволило использовать в заднем мосту «жигулевское» трансмиссионное масло ТАД-17.
В салоне появились более удобные передние сиденья с подголовниками и аналогичными вазовским механизмами регулировки. Переключатель света фар наконец переехал с пола на рулевую колонку. Рукоятка управления дворниками по-прежнему располагалась на панели приборов, но зато с помощью этого незатейливого переключателя водитель мог выбрать один из пяти режимов работы стеклоочистителя и управлять стеклоомывателем.
Новые замки дверей повлекли за собой новые травмобезопасные дверные ручки современного дизайна. Была усовершенствована система запирания лючка бензобака: теперь для того, чтобы откинуть защищающую его консоль, к которой крепился задний ГРЗ, не нужно было открывать крышку багажника – прямоугольный щиток на задней панели кузова, прикрывающий эту горловину, на «ижах» образца 1982 года фиксировался поворотным флажком замка.
Главным объектом фейслифтинга стал передок машины. Изменение формы капота и торцов передних крыльев позволило избавиться от характернейшего москвичовского «карниза» – важного имиджеобразующего элемента передней панели, ранее довлеющего над всем оперением. В результате стало возможным использование более мягких линий, примиряющих устаревший в целом дизайн с трендами тех лет. «Выражение лица» автомобиля формировала новая зачерненная облицовка радиатора, решенная в одном ключе с окладами круглых фар и вертикально расположенных по краям подфарников, разделенных на «габариты» и поворотники.
Следует отметить, что изначально задумывались несколько вариантов исполнения элементов передка. Так, облицовка в ряде версий могла быть хромированной, а на коммерческих модификациях – окрашенной в цвет кузова. Кроме того, ее стилевое решение допускало использование прямоугольных фар и даже щеточных фароочистителей. Однако со временем всё свелось к описанному выше «бюджетному» варианту – обновленный «Комби» вынужден был довольствоваться обычной круглой оптикой в стандартном обрамлении.
Крышу ИЖ-21251 в целях экономии металла начали делать из более тонкого листа (0,7 вместо 0,8 мм), и для увеличения жесткости в ней появились две продольные подштамповки.
Помимо внешних обновлений, в 1982 году была проведена и модернизация электрооборудования, следствием которой стали новый блок плавких предохранителей и двухголосый звуковой сигнал.
Последним этапом обновления экстерьера всей линейки ижевских машин стал отказ от форточек передних дверей. Это произошло примерно в 1985 году. На седанах и фургонах зеркала заднего вида вскоре переместились с крыльев в пластиковые уголки в передней части окон передних дверей, но «ИЖ-Комби» по-прежнему довольствовался зеркалами на кронштейнах. Правда, через некоторое время после отказа от форточек они переехали с передних крыльев на передние двери.
Последним штрихом рестайлинга ИЖ-21251 стал новый шильдик на задней двери – вместо надписи «ИЖ 1500» появилась надпись «КОМБИ».
Пару раз ижевские дизайнеры предпринимали попытки осовременить «Комби» «малой кровью». В 1985 году на открывшейся на ВДНХ выставке «Ижмашу – 60 лет» был представлен опытный образец «ИЖ-Комби SL». Кроме эффектного буквенного обозначения, ижевский прототип позаимствовал у одноименного «Москвича-2140SL» массивные бамперы сложной конфигурации и колесные диски с небольшими черными пластиковыми колпаками, а в рестайлинговый передок вместо круглых фар были установлены прямоугольные фары завода FER, как это и было изначально у ИЖ-2125. Еще одной новацией стало появление спойлера на задней двери. Этот эксперимент ограничился единственным опытным образцом.
Вторая попытка скорректировать внешность «ИЖ-Комби» пришлась на рубеж восьмидесятых-девяностых годов ХХ века. Одновременно с разработкой и освоением производства пластиковых деталей грузопассажирского отсека ИЖ-27156 попытались придумать и новую облицовку радиатора. В 1991 году свет увидела немногочисленная партия ИЖ-21251 с металлическими «очками» вокруг круглых фар и черным пластиковым «грилем» облицовки, а также полностью черными бамперами.
Остается добавить, что после 1982 года на часть «Комби» начали устанавливать дефорсированный до 67 л.с. двигатель УЗАМ-412ДЭ, а в последние два года производства единичные экземпляры ИЖ-21251 комплектовались моторами объемом 1,6 и 1,7 литра и 5-ступенчатой КПП.
Страница создана 15 мая 2021 года года
Последняя редакция — 15 мая 2021 года