1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обслуживание мотоцикла

Основные неисправности сцепления

При подготовке мотоцикла к выезду необходимо проверить работу сцепления. Для этого рычаг выключения сцепления должен иметь свободный ход. Если свободного хода нет, сцепление будет пробуксовывать, а если ход слишком велик, сцепление может не полностью выключаться. На мотоциклах ММВЗ-3,115, «Восход», «Иж-Юпитер», «Иж-Планета», свободный ход рычага должен быть 5-10 мм, на мотоциклах «Урал» и «Днепр» — 5-8 мм.

Техобслуживание заключается в следующем. На мотоциклах «Иж-Планета» сцепление с ручным выключением регулируют (при сборке) пятью гайками пружин и винтом регулировки свободного хода рычага выключения сцепления. При равномерном завертывании гаек пружин следят, чтобы при выключении сцепления диски перемещались без перекосов.

Регулировка свободного хода рычага необходима для обеспечения полного выключения сцепления и исключения пробуксовывания.

Для регулировки сцепления мотоцикла «Иж-Планета» ослабляют гайку на правой крышке картера и затем поворотом регулировочного винта устанавливают нужный свободный ход рычага (5-8 мм). После этого гайку затягивают.

На мотоцикле «Иж-Юпитер» прежде всего необходимо завернуть регулировочный винт на левом кронштейне руля до отказа, обеспечив тем самым максимальный свободный ход рычага. Затем, отвернув два винта на левой крышке картера, надо снять крышку. Ослабив контргайку и вращая регулировочный винт, следует добиться такого положения, при котором свободный ход педали переключения передач, замеренный на ее переднем конце, составит 5-8 мм. После этого необходимо винт законтрить гайкой, крышку закрыть и регулировочным винтом на руле установить свободный ход рычага выключения сцепления в пределах 5-8 мм.

На мотоциклах ММВЗ-3,115 для регулировки снимают заглушку правой крышки картера, отпускают контргайку регулировочного винта и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт, устанавливают необходимый свободный ход рычага сцепления. При ввертывании винта свободный ход уменьшается, при вывертывании увеличивается.

На мотоциклах «Восход» вначале завертывают регулировочный винт троса сцепления на руле до конца, а затем вывертывают пробку на левой крышке картера, торцовым ключом ослабляют контргайку регулировочного винта и завертывают винт до касания с грибком, после чего отвертывают винт на 1/2 оборота и законтривают от проворачивания. Свободный ход рычага сцепления регулируют винтом на руле.

Регулировку привода выключения сцепления мотоцикла «Днепр» выполняют регулировочным болтом и регулировочным винтом троса сцепления. Вначале регулируют ножной привод. При правильной регулировке зазор между концом регулировочного винта и промежуточным штоком должен быть не более 1 мм (наличие зазора определяется покачиванием педали.

Читайте так же:
Регулировка фрикционного тормоза спиннинговой катушки

Свободный ход переднего плеча педали должен быть 10-15 мм. Величина хода ползуна при ручном выключении сцепления не должна превышать величину хода ползуна при выключении сцепления педалью переключения передач.

Для проверки правильности регулировки ручного привода нажимают ногой на педаль переключения (до упора) для включения одной из передач.

Рычаг управления сцеплением отводится рукой до рукоятки на руле. При этом натяжение троса должно ощущаться на расстоянии от рукоятки руля не ближе 1-5 мм. При меньшем или большем расстояниях регулировка осуществляется регулировочным винтом.

Сухое сцепление при попадании на диски масла или воды, а также при недостаточном усилии пружин может во время работы буксовать. Сцепление, работающее в масле, может не полностью выключаться, если смазка загустела или застыла (в холодную погоду).

Для увеличения срока службы сцепления необходимо соблюдать следующие правила: включать его быстро, но плавно, во время движения мотоцикла не держать руку на рычаге сцепления, чтобы исключить нагрузку на подшипник; не допускать длительного выключения сцепления во время езды накатом и при кратковременных остановках; избегать перегрузки двигателя и постоянно контролировать величину свободного хода рычага сцепления.

Регулировка сцепления мотоцикла иж юпитер

>>Сцепление ведёт. На первой передаче с выжатой рукояткой рвёт даже с пассажиром. Тросик не старый, регулировочный винт (или как его?) на рукоятке вывернут до отказа.
Бывший хозяин в движках спец, а со сцеплением слабо знаком, говорит, на всех Юнкерах борода такая.
Подскажите, пожалуйста, как грамотно сцепление отрегулировать. Оно там полуавтоматическое, что это значит? Ну что же это вы так на бедное сцепление, то!
Нормальное такое сцепление, абсолютно такое же, как и на Иж-Юпитер — движок-то тот же. Как всегда, лезем в теорию.
Тип сцепления у Юнкера — многодисковый в масляной ванне.
Слева, на валу коробки передач, сидит корзина с чередующимися дисками, тонкими стальными и толстыми гетинаксовыми. Они с помощью 5-ти (или 6-ти) мощных пружинок прижаты друг к другу.

Гетинаксовые диски соединены с корзиной (и, через моторную цепь и 2 звездочки с коленвалом), а стальные с валом КПП (и, через коробку передач, фактически с колесом) Пружины настолько мощнные, что вся дурь движка, без проскальзывания (а они все в масле), передается на заднее колесо.

Читайте так же:
Плавная регулировка частоты вращения двигателя

Далее, при нажатии на рычаг сцепления, тросик тянет рычаг (он сидит на правой крышке двигателя — посмотрите), который толкает стальной стержень (он проходит через ось ведущей звездочки, можно вынуть и повертеть в руках), и вот этот стержень упирается в ту часть корзины с дисками, которая соединена с гетинаксовыми дисками, и они, преодолевая сопротивление прижимающих пружин, отходят от металических дисков. Все, сцепление разъеденилось. Движок со своими гетинаксовыми дисками вращается сам по себе, стальные с коробкой стоят на месте.

Внимание! Толкающий стержень там не один. Их там 2, а между ними шарик от подшипника (устраняет вращающие усилие). Теряется на раз! Аккуратнее при разборке, иначе получете получите провалившееся сцепление.

Теперь о регулировках.
Сцепление регулируется НЕ НА РУЧКЕ, а с помощью изменения силы прижима дисков друг к другу. На ручке просто выбирается свободный ход тросика.
Сила прижатия дисков друг к другу регулируется поджатием пружин, на которые, для регулировки, надеты «грибки» с пазом под большую плоскую отвертку.
Доступ к этим «грибкам» появляется, открутив крышку на левой крышке двигателя (дырка, через которую вы масло в движок льете). Причем не ко всем сразу, а только к части – т.е. для регулировки всех придется вращать коленвал кикстартером.

ВАЖНО! Все пружины должны иметь одинаковый преднатяг! Т.е. все грибки закручиваются на одинаковое кол-во оборотов. Вернее, полоборотов – оборот это слишком большой шаг регулировки.

Итог. Что делать, если проскальзывает сцепление?
1. Убеждаемся, что у ручки сцепления есть свободный ход, и что вы не выкрутили регулятор на ручке так, что сцепление постоянно нажато.
2. Открываем левую крышку (ничего сливать не надо, заодно посмотрите уровень масла в движке по щупу – должен находиться между рисками) и равномерно, аккуратно затягиваем все грибки на полоборота. Запускаем движок, проверяем работу сцепления, если еще проскальзывает – глушим и повторяем процедуру. Заодно смотрим на состояние зубцов на текстолитовых дисках – если они обломились на каком-то диске, то он начинает вращаться со стальными дисками и сцепление ведет. (честно говоря, не представляю, каким образом можно посмотреть, не обломились ли зубцы, не снимая крышки и не разбирая сцепления целиком; на моей Планете — только с разборкой. — прим. Amur)

Читайте так же:
Как правильно отрегулировать ближний свет на автомобиле

Что делать, если сцепление не выключается?
1. См п.1. выше.
2. См. п.2 выше, только грибки откручиваются на полоборота.

Ну и причины веденого сцепления – естественный износ дисков, ослабление пружин, облом выступающих зубцов у гетинаксовых дисков, вытяжка тросика и ПОТЕРЯ ШАРИКА при ремонте мотоцикла.

Теперь о том, что такое полуавтоматическое сцепление.
Когда вы переключаете скорость, вал, на котором сидит лапка переключения скоростей, поворачивается, и своей выступающей в правую крышку вилкой давит на рычаг сцепления (тот же рычаг, к которому подходит тросик сцепления и который давит на стальной стержень), и тем самым дублирует нажатие на ручку сцепления рукой.

И напрасно не хулите полуавтомат! Очень нужная и полезная штука! Во-первых, у вас просто никогда не обрывался в дороге тросик сцепления – без полуавтомата тронуться невозможно. Во-вторых, в дороге, начиная со 2-й скорости я вообще никогда не пользовался ручным сцеплением – незачем. Переключая скорость, я одновременно выключаю сцепление, переключаю скорость и плавно включаю движение! (Вы делаете одно движение, о ОНО делает 3!) Единственное, с места трогаться на полуавтомате с непривычки неудобно, но вполне возможно.

И не надо ругать сцепление, и говорить, что у всех Юнкеров оно плохое! Я вообще об этом первый раз слышу.

автор — Григорий Никонов
взято с www.yunker-moto.ru

Данная статья написана для мотоцикла «ИЖ Юнкер», но, как уже сказал сам автор, механизм позаимствовн с «ИЖ Юпитер». Сцепление же Юпитра регулируется так же, как на Планете. Т.е. для всего семейства ИЖ сцепление регулируется одинаково.

Сцепление мотоцикла ИМЗ Урал, устройство, принцип действия, особенности конструкции.

Сцепление мотоцикла ИМЗ Урал предназначено для плавного соединения и разъединения двигателя с трансмиссией при трогании мотоцикла с места и для перехода с одной передачи на другую, а также для ограничения крутящего момента, передаваемого от двигателя на трансмиссию и наоборот.

Сцепление мотоцикла ИМЗ Урал, устройство, принцип действия, особенности конструкции, каталожные номера узлов и деталей сцепления.

На мотоциклах ИМЗ Урал применяется сухое двухдисковое сцепление. Ведущие диски (нажимной, промежуточный, упорный) выполнены из стали. Рабочие поверхности всех дисков отшлифованы. В центре нажимного диска имеется отверстие квадратного сечения. А впереди — выточки под пружины. Нажимной и упорный диски центрируются на пальцах маховика и могут свободно перемещаться по ним в осевом направлении.

Читайте так же:
Как отрегулировать карбюратор атв

Упорный же диск крепится к пальцам винтами с потайными головками. Винты контрятся раскерниванием металла диска в шлиц винта. Для правильной сборки сцепления и сохранения балансировки маховика и сцепления на дисках и на кольцевом ребре маховика керном наносят метки. Которые при сборке совмещают. К стальным ведомым дискам приформованы фрикционные накладки и приклепаны шлицевые ступицы для передачи крутящего момента.

Шток выжима сцепления имеет хвостовик квадратного сечения, что предотвращает проворачивание штока в нажимном диске. Шток вместе с наконечником проворачивается относительно ползуна в упорном подшипнике. Ползун под воздействием рычага перемещается вперед в осевом направлении и через подшипник. Наконечник и шток перемещает нажимной диск сцепления и разъединяет диски. В результате чего передача крутящего момента прекращается.

Устройство сцепления мотоцикла ИМЗ Урал.

Сцепление мотоцикла ИМЗ Урал, устройство, принцип действия, особенности конструкции, каталожные номера узлов и деталей сцепления

Если усилие с рычага снять, то под действием пружин диски перемещаются назад. Возвращая в исходное положение шток, наконечник, подшипник, ползун. Диски прижимаются друг к другу пружинами. При этом возникают силы трения, которые и передают крутящий момент. Если рычаг отпускать плавно, то диски прижимаются друг к другу постепенно. Силы трения нарастают плавно, крутящий момент будет увеличиваться постепенно. За счет чего мотоцикл плавно трогается с места.

Если крутящий момент превысит расчетное значение, например за счет инерции маховика при больших частотах вращения, то при жестком соединении двигателя и трансмиссии может произойти разрушение деталей. При наличии же сцепления в случае превышения расчетного значения крутящего момента, сил трения дисков не хватает для передачи такого момента. Диски пробуксовывают друг относительно друга, предохраняя детали от разрушения.

Управление сцеплением осуществляется рычагом на левой стороне руля. При нажатии на рычаг усилие через трос в гибкой оболочке передается рычагу на коробке передач, который воздействует на ползун и выключает сцепление мотоцикла ИМЗ Урал.

Регулировка свободного хода рычага сцепления на коробке передач.

Поскольку детали сцепления во время работы изнашиваются, то и положение рычага сцепления на коробке передач меняется. Увеличивается его свободный ход, нарушается управление сцеплением. Для регулирования правильного включения и выключения сцепления на тросе имеются регулировочные винты. Которыми добиваются такого положения, чтобы при нажатии на рычаг выключения сцепления на руле до начала разъединения дисков свободный ход рычага равнялся 5-8 мм.

Читайте так же:
Регулировка туманок лансер 10

Свободный ход измеряется на расстоянии 3/4 длины рычага от оси вращения. Для проверки свободного хода надо рычаг на коробке передач отвести в крайнее заднее положение. При этом рычаг на руле повернется до упора в кронштейн (по часовой стрелке). Далее необходимо перемещать рычаг на руле на себя. Вначале рычаг должен перемещаться практически без усилия. А в момент начала выключения сцепления — с усилием.

Расстояние, на которое переместится рычаг на руле до начала нарастания усилия, называется свободным ходом.

При отсутствии свободного хода детали управления сцепления будут препятствовать плотному прижатию дисков сцепления. При этом силы трения между дисками будут малы. Это приведет к неполной передаче крутящего момента. В этом случае сцепление мотоцикла ИМЗ Урал «буксует» и скорость мотоцикла не увеличивается с увеличением частоты вращения двигателя.

Если свободный ход будет большим, то при перемещении рычага сцепления на руле в основном будет выбираться свободный ход и детали управления сцеплением переместятся недостаточно для полного разъединения дисков. В этом случае и при выключенном сцеплении будут действовать силы трения. Вследствие чего при включенной передаче мотоцикл будет двигаться. То есть говорят, что сцепление мотоцикла ИМЗ Урал «ведет».

Причиной пробуксовки сцепления может быть также попадание на диски масла из двигателя или коробки передач при разрушении сальников. Иногда и при правильной регулировке сцепление мотоцикла ИМЗ Урал «ведет». Это вызывается короблением дисков, которое возникает при перегреве сцепления. Это происходит при длительной работе с пробуксовкой сцепления.

Например при движении с очень малой скоростью, при продолжительном движении в сложных дорожных условиях (грязь, песок, снег, рытвины), когда приходится часто пользоваться сцеплением. Желательно избегать езды в таких условиях. Поскольку возможен перегрев не только сцепления, но и двигателя.

Наиболее распространенными дефектами сцепления являются обрыв троса, а также износ пальцев маховика и отверстий в нажимном и промежуточном дисках. Трос надо промывать и смазывать примерно через каждые 4000-6000 километров. При обрыве троса его необходимо отремонтировать или заменить новым.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector