0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка стремени на седле

Стремя

Стре́мя (стремено́ [1] ) — седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время верховой езды. Изобретено в IV веке кочевниками и быстро распространилось по всему миру. Благодаря использованию стремян у всадников появилась возможность наносить сабельные удары и более точно поражать противника из лука. Это позволило кочевникам изменить тактику и стратегию военных действий, поменять вооружение.

Содержание

Этимология [ править | править код ]

В Викисловаре есть статья « стремя »

Слово «стремя» произошло от общеславянского слова «*strьmen» — «натягивать», «растягивать», «выпрямлять», нечто вытянутое или натянутое — верёвка, ремень, черта. Вероятно, более ранние формы — «стрьмя», «стрьмьнь»; с XII века — «стремя» и «стремень» [2] . Согласно В. И. Далю слово «стремя» произошло от глаголов «стромить», «втыкать».

История cтремени [ править | править код ]

Некоторые историки считают, что первые изображения устройств, напоминающих стремена, можно найти ещё в искусстве Древней Ассирии, в частности, на рельефном изображении с бронзовых ворот из Британского музея, изображающем поход царя Салманасара III 853 г. до н. э [3] .

Важное изобретение сделано было во II веке н. э. в Индии эпохи Гуптов. Там к седлу стали приделывать два ремня с маленькими кольцами на концах, и всадник мог залезть на лошадь, вставив в одно из колец большой палец ноги. Произошло это именно в Индии скорее всего потому, что именно в ней впервые верховые лошади были отделены от колесничных. Боевые колесницы и конница использовались в армиях Древней Индии одновременно, причём конница кшатриев напоминала нумидийскую — действовала преимущественно дротиками, и лишь в крайнем случае — кривыми мечами. На слонов и колесницы возлагались задачи тяжёлой кавалерии. За пределы Индии это изобретение, однако, попало далеко не сразу — в других странах всадники обычно носили кожаную обувь и не могли пользоваться колечками для больших пальцев ног. Тем не менее, стремена уже в первых веках нашей эры известны были кочевым тохарам, парфянам и, возможно, гуннам.

По мнению других исследователей, «настоящие» стремена изобретены были в Китае. Древнейшее стремя, неполностью сохранившееся и слишком короткое для всадника, датируется 302 г. н. э., самое же раннее полное найдено в гробнице династии Цзинь и датировано 322 г. н. э [4] [5] [6] . Наиболее ранее в китайской литературе упоминание стремян относится к 477 году и встречается в биографии китайского военачальника Лю Суна [7] .

В Европе первое письменное упоминание стремян найдено в «Стратегиконе» псевдо-Маврикия. Следует иметь в виду, что этот византийский текст содержит три слоя. Первый приписывают магистру Урбикию (505 год), другой датируется временем правления императора Маврикия, то есть 582—602 годами, а третий — серединой VI века. Упоминание о железных стременах находится в первой части (в самом начале трактата, I, 2), причём о них говорится как о само собой разумеющемся факте. Исходя из этого появление стремян в Европе можно датировать концом V — серединой VI веков (время варварских вторжений с Востока), точнее не ранее 461 и не позже 558 г. [8] . Самые ранние образцы стремян в Европе встречаются в аварских погребениях VII века в Дакии [9] .

Современное устройство [ править | править код ]

Современное стремя, используемое при верховой езде, обычно представляет из себя металлическое кольцо с петлёй для подвешивания к седлу. Нижняя часть стремени ровная с резиновой или иной прокладкой для лучшего сцепления с обувью всадника. Подвешивание производится с помощью путлища — кожаного (или из другого материала) ремня, которое позволяет регулировать расстояние между седлом и стременем в зависимости от длины ноги всадника и способа посадки.

Преимущества стремени [ править | править код ]

При использовании стремян посадка на животное и верховая езда становятся более надёжными, так как всадник может упираться на стремена ногами и маневрировать центром тяжести.

Всадник-кавалерист, опираясь на стремя, более не мог свалиться с лошади при замахе; и кавалерия вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей стала использовать длинные копья, которыми можно было наносить удары в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже и сабли.

Стремя стало распространяться по миру — народы, умеющие делать железо, могли изготовить и стремена. Уже в VI веке стремена появились у византийской кавалерии — сразу после этого нововведения византийцы стали бить готов, от кавалерии которых ранее терпели поражения. Ещё раньше стремена стали употребляться в Иране и на Аравийском полуострове. Усовершенствовали свои сёдла и кочевники Великой Степи.

Сапоги для верховой езды [ править | править код ]

Другой особенностью снаряжения всадника стало ещё одно изобретение кочевников — кожаные сапоги для верховой езды. Сапоги необходимы для защиты ног всадника от трения о лошадиную шкуру. Так же как и стремена, сапоги получили быстрое распространение по всему миру.

По причине упора коленями в бока лошади, в Средние века европейские всадники при отсутствии лат носили высокие сапоги — ботфорты (в оригинальном виде почти не гнущиеся ни в коленях, ни в щиколотках). К восточному седлу также прилагались специальные сапоги — короткие, но с высоким каблуком и загнутыми носами (чтобы прочнее держаться в стремени). Их назначение рисовальщиками иллюстраций давно забыто.

Кавалерийские сапоги не предназначались для пешего передвижения. Например, у французских рыцарских сапог XV века длинные носы загибались на шарнире вниз, а не вверх, как у восточных, из-за чего ходить в таких сапогах можно было только по ровному месту, высоко поднимая колени. С другой стороны, в таких сапогах всадник опирался на стремя не серединой стопы, а пальцами ног, — приподняться можно было чуть выше.

Читайте так же:
Регулировка свободного хода педали сцепления на сенсе

Македоняне первыми стали применять шпоры. Гетайрам потребовались жёсткие сапоги в первую очередь для крепления шпор.

Функция шпор первоначально была противоположна современной. Шпоры использовались для приостановки лошади. Если лошадь ускоряла шаг, всадник начинал ранить её шпорами. Это вынуждало лошадей носить своих наездников с осторожностью.

Заметное распространение шпоры приобрели после изобретения стремян, причём остались признаком преимущественно тяжёлой кавалерии.

Каблук [ править | править код ]

Изначально обувь изготовлялась без каблуков. Из-за этого нога всадника проваливалась в стремя. Чтобы избежать этого, до появления каблука стремена делали с носком для ноги.

Стремена с носком до сих пор используются при обучении верховой езде.

Каблук на обуви появился в позднем средневековье. В русском языке слово «каблук» впервые отмечено в письменных источниках в 1509 году. Слово «каблук» вероятно заимствовано из тюркского языка, в котором имелось слово «kabluk»; тюркское слово «kabluk» происходит от арабского слова «kab» — «пята», «пятка».

Недостатки стремени [ править | править код ]

Стремя имеет два существенных недостатка. Первый связан с безопасностью: конструкция стремени такова, что даже при правильном использовании нога всадника при падении окажется защемлённой. В случае с неправильно подобранным стременем этот недостаток усугубляется: в слишком большое отверстие нога может проскользнуть вместе с пяткой, а из слишком маленького её сложнее высвободить. Одним из способов преодоления этого недостатка является применение стремян английской конструкции, которые выпадают вместе со всадником.

Второй недостаток стремени — отрицательное влияние на здоровье всадника. Если весь вес всадника приходится на стремена, от нагрузки могут повредиться его мышцы и сухожилия, а при длительном использовании может возникнуть деформация ног. Большинство всадников не испытывают подобных проблем на протяжении всей жизни. Для занятий, требующих длительного пребывания в седле, используются стремена с более широким основанием.

Стремена — это что такое?

Стремена — это парная часть амуниции для верховой езды, а именно, седла. Она предназначена для помощи всаднику при посадке на лошадь и как дополнительная опора в процессе езды, но совсем не является обязательным атрибутом для ее успешного осуществления. В ряде случаев — при неверном использовании, может быть причиной травм и даже гибели наездника. Помимо основного привычного значения, у слова есть альтернативные — относящиеся к другим сферам человеческой жизни.

Основное значения слова

Наиболее распространенное применение слова относится к сфере верховой езды и употребляется в современном мире, в основном, в этом значении.

Стремена — это форма множественного числа. Их у седла два — по одному с каждой стороны. Если говорить о единственном числе предмета, его называют стремя.

Стремя (альтернативный вариант — стремено — с ударением на последнюю гласную) в отношении амуниции для верховой езды представляет из себя металлическое кольцо, в которое ставится нога всадника, с ровной нижней частью (ступенькой, донцем) и отверстием в верхней (проушиной или сережкой).

Классические современные стремена

Нижнее донце современных стремян часто имеет нескользящую поверхность из резины или другого материала. В отверстие верхней части продевается ремень (путлище), с помощью которого стремя подвешивается к седлу. За счет изменения его длины происходит регулировка уровня стремени в зависимости от роста всадника и длины его ноги. Правильная подгонка изделия очень важна не только для удобства при использовании, но также обеспечения безопасности и здоровья наездника.

Этимология слова

По версии «Историко-этимологического словаря современного русского языка», составителем которого является Черных П. Я., слово «стремя» произошло

от общеславянского «stremen» — «натягивать», «растягивать», «выпрямлять», нечто вытянутое или натянутое — веревка, ремень, черта. Вероятно, более ранние формы — «стрьмя» и «стрьмьнь»; с XII века — «стремя» и «стремень».

Согласно В. И. Далю:

Функции и история предмета

Считается, что появлением первых стремян люди обязаны индийцам II века нашей эры. Именно тогда к конструкции седла видимо впервые были приспособлены боковые ремни с маленькими кольцами на нижних концах — конструкция помогала всаднику при посадке на лошадь. Для опоры необходимо было вставить большой палец ноги в колечко. Распространения в мировом масштабе этот вариант конструкции не получил, так как не в каждом климате всадники могли позволить себе ездить верхом босыми.

По одной из версий, изобретение стремян было также осуществлено в древнем Китае — начало IV века нашей эры.

В Европе данную конструкцию стали применять в конце V — начале VI века.

Подобное изобретение не только облегчило наездникам момент посадки в седло, но и помогло изменить и усовершенствовать технику боя — упор на стремена позволил наносить более сильные удары мечом или саблей, а также пользоваться копьем с меньшим риском быть отброшенным на землю силой противодействия при столкновении.

Стремена изготавливались и по сей день изготавливаются кроме традиционного металла из других материалов — резина, кожа, дерево, полимеры. Для определенных случаев они бывают украшенными и имеют изящную необычную форму.

Читайте так же:
Как регулировать жирность сливок в сепараторе мотор сич

Женские стремена 18-19 веков

Для спортивной и прогулочной верховой езды стремена используются для облегчения процесса как для человека, так и лошади. Упор на них помогает лучше поддерживать равновесие и смещать центр тяжести, в зависимости от манеры и особенности езды.

Один из ярких примеров — жокеи на скачках. В таком случае стремена фиксируют очень высоко, близко к седлу, нога всадника оказывается сильно согнутой в колене и наездник как-бы нависает над лошадью, перенося свой вес на опору и вперед, что позволяет дать свободу движения скакуну.

Особая функция у стремян и в конкуре (преодолении препятствий верхом на лошади) — в таком случае стремена опускаются ниже, чем на скачках, но выше, чем при классической посадке, что позволяет сделать лучший упор на колени в момент прыжка. Хотя опора на стремена не является жизненно важным элементом данной разновидности конного спорта — любой конкурист способен выполнить прыжки без стремян вообще, так как опора и посадка осуществляются за счет мускулатуры всадника.

Charlotte Casiraghi на лошади

Безопасные изделия

Самый высокий риск и процент травматизма, связанный с использованием данного атрибута — застревание ноги в стремени при падении. Поэтому стремена нужно подбирать внимательно.

Нога должна легко проходить в стремя, но не проваливаться — идеально, если стремя шире обуви, используемой для верховой езды на 2-2,5 сантиметра.

Необходимо минимальное скольжение подошвы по стремени — для этого на внутреннюю часть ровной металлической поверхности данного элемента седла крепят подкладки из материала, увеличивающего сцепление с обувью.

Не стоит возлагать всю ответственность за травмы такого происхождения на стремена — это лишь часть амуниции. Подобранная верно обувь (обязательно с небольшим каблуком) позволит предотвратить возможную опасность.

Нога в стремени

Риск связан с застреванием ноги во время падения, что может повлечь волочение всадника за лошадью, если она не остановилась после потери наездника, например, испугавшись чего-то. Для избежания подобных ситуации сейчас используются безопасные стремена, а точнее, седла со шпеллерами. Шпеллером называют особый тип крепления путлища к седлу, который обеспечит соскальзывание прикрепленной конструкции вниз в случае слишком сильного рывка. При использовании седла со шпеллером, необходимо лишь проверить перед началом езды правильность положения крепления — шарнир должен быть внизу.

Существуют другие усовершенствованные модели стремян, созданные для повышения их безопасности. Это могут иметь отстегивающиеся детали.

Конструкция расстегивающихся стремян

Существуют элементы, фиксируемые в обычном состоянии за счет на магнита, с эластичным материалом дужки, изогнутой формой верхней части, стремена в комплекте со специальными ботинками — сцепка происходит за счет совпадения пазов и выступающих элементов, стремена с закрытыми носками.

Стремена с закрытым носком

Во время длительного использования изделий в морозы необходимо позаботиться об их утеплении, так как стремена — это, в основной массе, конструкция металлическая, то при низкой минусовой температуре они могут нанести вред здоровью обоих участников такого способа передвижения. Для этих целей используются чехлы или производится обмотка стремян тканью.

В прошлом нередко использовали дерево для изготовления стремян, о чем свидетельствуют находки археологов.

Деревянные стремена

Безопасное использование обеспечивают и на время спешивания — с помощью путлища происходит подъем и фиксация стремени, на фото продемонстрирована правильная заправка.

Корректная заправка стремян

Правила регулировки длины стремени

Правильная регулировка стремени нужна и всаднику, и лошади.

Длину можно считать выбранной верно, когда при свободно опущенных ногах наездника, сидящего верхом, стремена оказываются на уровне его щиколоток.

Проверку корректности выбора длины путлища рекомендуется делать также следующими способами, все они осуществляются из положения, сидя в седле:

  • вставить ступни в стремена и привстать на них, распрямив ноги. Для классической манеры езды расстояние между седлом и седалищем должно вмещать кулак;
  • вытянуть путлище на себя и удлинять, пока нижняя ровная часть стремени не достанет подмышки руки, упирающейся кулаком в соответствующее крыло седла;
  • пятикратно обмотать кулак наездника путлищем — в итоге должна получиться требуемая верная длина от места крепления ремня к седлу до проушины стремени.

стремена это

Что еще называют словом «стремя»

У термина есть и другие, более узкие области применения.

В медицине и анатомии слово обозначает небольшую косточку среднего уха, присущую строению скелета людей и многих других млекопитающих. Ее также называют уменьшительно-ласкательным вариантом слова — «стремечко».

Также этим словом обозначают часть реки, отличающуюся очень быстрым течением. В этом случае оно будет являться устаревшим вариантом используемой сейчас формы — стремнина.

Орловская

GIUoYKPMURs (1)

Это седло предназначено для пробегов, выполнено из высококачественной кожи, создано специально для участия в соревнованиях на выносливость с особым вниманием к комфорту лошади и всадника.

Имеет значительные отличия и доработки от офицерского(варшавского седла).

Размер по всаднику: 18 дюймов.

Цвет: Черный, коричневый, комбинированный.

Ленчик: Дерево + металл.

Материал: Натуральная кожа.

  1. Седло
  2. Путлища из двойной кожи
  3. Стремена(пара)
  4. Подперсье, совмещенное с мартингалом
  5. Подхвостье повышенной прочности
  6. Тесмяной(усиленный) повод для пробегов
  7. Уздечка со встроенным недоуздком из двойной кожи для пробегов(узда-недоуздок)
  8. Подпруга повышенной прочности с надежными пряжками
  9. Войлочные вальтрап + потник.

ПРИМЕЧАНИЕ: некоторые фотографии седла сделаны в его разобранном состоянии для лучшей оценки представления внутренней начинки седла

Читайте так же:
Как отрегулировать батареи при автономном отоплении

Офицерское седло, на лошади

Офицерское седло

Описание:

Имеет гарантию 3 года

Ленчик седла кованый, хорошего качества. В случае поломки в течение 3-х лет бесплатно заменяется производителем седел

Ленчик офицерского седла

Конструкция седла построена на полках с войлочной подкладкой (помимо «мягкости» для спины лошади, войлок позволяет «дышать» коже лошади и не вызывает раздражения, излишнего потения)

Полки с войлочной подкладкой офицерского седла

Полки с войлочной подкладкой офицерского седла

Путлища на данном седле (в отличие от стандартных офицерских седел) выведены вперед, что позволяет ноге всадника лежать более правильно, а значит более удобно и комфортно

Путлища на офицерском седле

Крепеж для путлищ сделан из литой цельной стали. На многих седлах крепеж сделан в виде «застежки», из-за которой путлища частенько и очень не вовремя отстегиваются. В данном случае это исключено. Достаточно один раз продеть путлища и навсегда об этом забыть. Даже в самых экстремальных ситуациях этого никогда не произойдет

Крепеж путлищ офицерского седла

Головка седла имеет расширенную среднюю часть, размеры «седушки» и выход путлищ совпадают с немецким конкурным седлом – это позволяет в условиях полевой езды очень хорошо преодолевать различные естественные препятствия (бревна, ручейки) с максимальным удобством для всадника без ущерба для лошади

Головка офицерского седла

Седло имеет крепления для подперсья, подхвостника и чомбура

крепления для подперсья офицерского седла

крепления подхвостника и чомбура офицерского седла

Приструги седла сделаны из двойной кожи с отдельным выходом из седла, что позволяет в случае повреждения одной приструги (это маловероятно, но все таки) держать подпругу и дальше, страхуя всадника от преждевременного падения

Приструги из двойной кожи офицерского седла

Конструкция седла позволяет идеально подгонять его на спину лошади. При правильной подгонке и грамотном использовании подперсья с подхвостником можно ездить на свободной (!) подпруге.

  • Нет необходимости держать седло за стремя с другой стороны при посадке всадника, так как седло очень устойчивое и «не крутится» на спине лошади.
  • Свободная подпруга облегчает дыхание лошади (особенно при повышенных нагрузках во время пробега)
  • Значительно уменьшается вероятность натирания подпругой и заподпруживания лошади (в условиях полевой езды часто бывает, что лошадь наклоняется за травой – в случае затянутой подпруги заподпруживание неизбежно)
  • Даже в случае свободной подпруги можно без опаски ездить и по пересеченной горной местности – седло все равно не будет уходить назад или вперед, его «держат» на месте подперстье с подхвостником

Испытания:

Седла такого типа были нами неоднократно испытаны и на дистанционных конных пробегах, и во время активной полевой езды. Проблем никогда не возникало: не было ни одного случая больной спины у лошади и ее наминов, сбитой холки и заподпруживания. Со стороны всадников не поступало ни одной жалобы касательно удобства седла и каких-либо проблем.

Путлища из двойной кожи + стремена

Описание:

Путлища сделаны из двойной качественной кожи. Двойная кожа защищает путлища от преждевременного вытягивания, повышает их общую прочность и износостойкость. На путлищах очень точно просверлены отверстия, что позволяет удобно подгонять длину путлищ не на глаз, а по подсчету одинакового количества дырочек с обеих сторон седла.

Стремена литые, черного цвета, достаточно тяжелые (для пробежников с небольшим весом это дополнительный плюс, так как на больших дистанциях требуется вес всадника вместе с седлом от 70-75 кг.)

Подперсье, совмещенное с мартингалом + подхвостник из одинарной кожи повышенной прочности

Подперсье, совмещенное с мартингалом + подхвостник

Описание:

Подперсье (нагрудник) и мартингал сделаны по европейскому стандарту. Очень легко подгоняются на лошадь, просты в обращении и мартингал в случае необходимости быстро отстегивается от подперсья в считанные секунды.

Подперсье (нагрудник) и мартингал

Подхвостник также сделан из кожи повышенной прочности и незаменим в условиях пересеченной местности, а также рекомендуется для лошадей с низкой холкой (у которых седло имеет тенденцию уходить вперед). Подхвостник обшит войлоком (обычно делают из нейлоновой подкладки) – это более комфортно для лошади, гигиенично и не натирает лошади под хвостом. Подгоняется за счет ремешков на концах и крепится к пряжкам на седле.

Подхвостник из кожи повышенной прочности

Удлиненный повод для пробегов

Описание:

Повод сделан из прочной многослойной тесьмы с кожаными концами. Повод не скользит в руках, приятен на ощупь и имеет уникальную систему регулировки длины. При желании повод можно укоротить/удлинить за счет кожаных концов с пряжками на середине повода (см. фото). Длинным поводом удобно подрабатывать лошадь вместо хлыста (стека). Наличие пряжек на середине повода позволяет очень быстро и удобно снимать/надевать мартингал с подперсьем, не снимая уздечки с лошади (это сильно экономит время на пробеге и с таким поводом удобно бегать на проверке аллюров, см. фото)

Уздечка со встроенным недоуздком из двойной кожи для пробегов.

Уздечка со встроенным недоуздком

Описание:

Уздечка имеет хорошую систему подгонки на голову лошади почти любого размера (регулировка идет за счет затылочного ремня уздечки и ремешков, на которых крепится трензель).

Уздечка имеет систему подгонки

Сделана из отличного качества эластичной и мягкой кожи

Имеет встроенный недоуздок, который по желанию можно пристегнуть/отстегнуть

Соединения ремней на уздечке закреплены на специальных кольцах, что весьма существенно облегчает надевание уздечки на лошадь и придает уздечке компактность, «гибкость», и за счет этого она хорошо «облегает» голову лошади, меньше натирает и становится максимально комфортной для лошади

На уздечке также нашит ремень на переносье лошади, этот ремень является дополнительным средством управления лошадью, страхует ее губы и рот от случайных, резких дерганий поводом и защищает их от травмирования

Читайте так же:
Регулировка частоты вращения трехфазного электродвигателя

Использование:

Данная уздечка удобна не только в условиях пробега, но и во время длительной полевой езды. Она позволяет привязывать к ней чомбур (один конец чомбура привязывается ко встроенному недоуздку, а другой его конец – к седлу, см. фото). Это дает неоспоримые преимущества в любых условиях: вы можете в случае необходимости спокойно привязать лошадь к дереву, столбу в любом месте, и не переживать о том, что уздечка может порваться – качество кожи гарантирует ее прочность. При желании можно вынуть трензель, расседлать лошадь, и наслаждаться пикником, попасти своего любимца или заниматься своими делами.

Подпруга повышенной прочности с надежными пряжками.

Подпруга повышенной прочности

Описание:

Подпруга сшита из высокопрочного и долговечного, но мягкого материала с качественными надежными пряжками на кожаной основе. Подпруга слегка пружинит при работе и имеет свойство со временем (если подпруга принадлежит только одной лошади) приобретать форму с учетом индивидуального строения лошади. Служба подпруги гарантирована минимум на 3 года. Средняя служба подпруги рассчитывается на 6 лет работы.

Войлочные вальтрап + потник.

Описание:

Вальтрап и потник сделаны из войлока. Войлок является натуральным и высоко гигиеничным материалом, идеальным для лошади, испытывающей большие нагрузки, в том числе и пробежных лошадей. Войлок отлично дышит и впитывает пот. Обладает замечательным свойством выводить влагу наверх, а кожа лошади становится относительно сухой даже под потником. Известно, что большинство травм спины лошади получают вследствие перегретых мышц (выделение молочной кислоты) и обильного потоотделения. В таком состоянии мышцы спины наиболее подвержены травматизму. Войлок же забирает лишний пот и защищает спину от перегрева. Более того, войлок является материалом, не вызывающим аллергию и кожные раздражения у лошадей.

Вальтрап для красоты сверху обшит тканью.

Мнения и комментарии всадников, пробовавших себя на этом седле:

Мишина Мария

В общем, теперь мне в этих седлах очень удобно на любые расстояния, никогда не устаешь и ничего нигде болит, и, залезая через стремя, ничего не перекручивается на спине лошади (я сейчас на облегченную спортивку через стремя залезаю, седло все время крутится)

Козлова Наталия

Для меня всегда критерием качественной вещи было незаметность ее использования. Т.е., купил, привез, распаковал, «запустил» , приятно повозился с «настройками», поигрался с возможностями, выбрал понравившийся «режим» и …»забыл»! Да-да! Именно так! Т.е., приобретенная вещь не портит мне настроение (или того хуже – вредит мне физически!) техническим несовершенством, не отнимает мое время на устранение неполадок и не заставляет меня искать более удачную альтернативу. Как правило, профессионализм исполнения седел чувствуется сразу, мой опыт посещения различных конюшен по России (Крым, Кавказ, Башкирия) позволяет уже на глаз определить, что, допустим, в этом седле мне будет комфортно, а в этом, «попой чувствую» – увы, «забыть» про седло не удастся, напоминать оно мне о себе будет каждую секунду нашего контакта. А если неудобно мне, то, само собой, будет неудобно лошади, что, в свою очередь, негативно скажется на нашем с ней общении. У меня никогда не возникало таких проблем при езде в седлах «от Иваныча», скорее, мне даже не хватало опыта сначала понять все функции и назначения дополнительных элементов сбора и оценить те преимущества, которые они несут мне и лошади.

Я действительно «не замечаю» этого седла при верховой езде. Надеюсь, превратное понимание «не замечать» не вынесет Вас в область безалаберного отношения к снаряжению, по типу: «кинул на лошадь/ в седельную и забыл», любое снаряжение требует ухода и внимания, что положительно скажется на качестве и сроке службы…мое «не замечать» целиком относится к термину «комфорт».

Стремя

Стре́мя, стремено́ — седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время верховой езды. Изобретение стремени в IV веке кочевниками изменило тактику, стратегию военных действий кочевников, вооружения, и получило быстрое распространение по всему миру. Появилась возможность наносить сабельные удары, более точно поражать противника из лука. Этимология слова от общеславянского *strьmen — натягивать, растягивать, выпрямлять, нечто вытянутое или натянутое — верёвка, ремень, черта. Вероятно, более ранняя форма — стрьмя, стрьмьнь; с XII века — стремя и стремень [1] . Согласно В. И. Далю, происходит от стромить, втыкать.

Содержание

История [ править ]

Во II веке в Индии было сделано важное изобретение: к седлу стали приделывать два ремня с маленькими кольцами на концах. Теперь всадник залезал на лошадь, вставив в одно из колец большой палец ноги. Произошло это именно в Индии скорее всего потому, что только в этой стране имела место унификация верховых и колесничных лошадей. Колесницы и конница использовались в индийских армиях параллельно. Причём конница кшатриев напоминала нумидийскую — действовала преимущественно дротиками, и лишь в крайнем случае — кривыми мечами. На слонов же и колесницы возлагались задачи тяжёлой кавалерии. За пределы Индии это изобретение, однако, не вышло — в других странах всадники обычно носили обувь и не могли воспользоваться колечком под большой палец. Другие историки полагают, что стремена были изобретены также в Китае. Древнейшее стремя (не полное и слишком короткое для всадника) датируется 302 годом, самое раннее полноценное стремя найдено в гробнице династии Цзинь (322 год) [2] [3] [4] .

Читайте так же:
Регулировка двухтактного карбюратора для бензопилы

В Европе первое письменное упоминание стремян содержится в «Стратегиконе» псевдо-Маврикия. Следует иметь в виду, что этот византийский текст содержит 3 слоя. Первый приписывают магистру Урбикию (505 год), другой датируется временем правления императора Маврикия, то есть 582—602 годами, а третий — серединой VI века. Упоминание о железных стременах находится в первой части (в самом начале трактата, I, 2), причём о них говорится как о само собой разумеющемся факте. Исходя из этого появление стремян в Европе можно датировать концом V — серединой VI веков (время варварских вторжений с Востока). Самые ранние образцы стремян в Европе встречаются в аварских погребениях VII века в Дакии [5] .

Современное устройство [ править ]

Современное стремя, используемое в верховой езде, представляет из себя в большинстве случаев металлическое кольцо с петлёй для подвешивания к седлу. Нижняя часть стремени ровная с резиновой или иной прокладкой для лучшего сцепления с обувью всадника. Подвешивание производится с помощью путлища — кожаного (или из другого материала) ремня, которое позволяет регулировать расстояние между седлом и стременем в зависимости от длины ноги всадника.

Преимущества стремени [ править ]

Значение стремени заключалось в том, что оно позволило стабилизировать всадника в седле. Посадка стала намного более надёжной, так как можно было не только упираться ногами, но и маневрировать центром тяжести.

Имея опору на стремя, всадник более не рисковал свалиться при замахе и, вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей, кавалерией стали использоваться длинные копья, наносить удары которыми можно было в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже — и сабли.

Стремя стало распространяться по миру — народ, умеющий делать железо, мог сделать и стремена. Уже в VI веке стремена появились у византийской кавалерии — причём сразу после этого нововведения византийцы стали бить готов, от кавалерии которых ранее терпели поражения. Ещё раньше стремена стали употребляться в Иране и на Аравийском полуострове. Усовершенствовали свои сёдла и кочевники Великой Степи.

Сапоги для верховой езды [ править ]

Ещё одним специфическим элементом снаряжения всадника стало еще одно изобретение кочевников — кожаные сапоги для верховой езды, необходимые для защиты ног от трения о лошадиную шкуру. Также как и стремена, сапоги получили быстрое распространение по всему миру.

По причине упора в бока лошади коленями, в средние века для верховой езды в Европе, в отсутствие лат, применялись высокие сапоги — ботфорты (в оригинальном виде — почти не гнущиеся ни в коленях, ни в щиколотках). К восточному седлу также прилагались специальные сапоги, — короткие, но с высоким каблуком и загнутыми носами (чтобы прочнее держаться в стремени). Их назначение рисовальщиками иллюстраций давно забыто.

Кавалерийские сапоги вообще не предназначались для пешего передвижения, но рекорд здесь держат французские рыцарские сапоги XV века, у которых длинные носы загибались на шарнире вниз, а не вверх, как у восточных. Ходить в таких сапогах можно было только по ровному месту, высоко поднимая колени. С другой стороны, всадник опирался на стремя не серединой стопы, а пальцами ног, — приподняться можно было чуть выше.

Македонцы первыми стали применять шпоры. В первую очередь для крепления шпор гетайрам и потребовались жесткие сапоги.

Функция шпор, однако, первоначально была противоположна современной. Они использовались для приостановки лошади. Если лошадь ускоряла шаг, всадник начинал ранить её шпорами. Это вынуждало лошадей носить своих наездников с максимальной осторожностью.

Заметное распространение шпоры приобрели после изобретения стремян, причём остались признаком преимущественно тяжелой кавалерии.

Каблук [ править ]

Изначально обувь изготовлялась без каблуков. Из-за этого нога всадника проваливалась в стремя. Чтобы избежать этого, до появления каблука стремена делали с носком для ноги.

Стремена с носком до сих пор используются для обучения верховой езде.

Каблук на обуви появился в позднем средневековье. В русском языке слово «каблук» впервые отмечено в письменных источниках в 1509 году. Слово «каблук» вероятно заимствовано из тюркского kabluk, которое происходит от араб. kab«пята, пятка».

Недостатки стремени [ править ]

Стремя имеет два существенных недостатка. Первый связан с безопасностью: конструкция стремени такова, что даже при правильном использовании нога всадника при падении окажется защемлённой. В случае с неправильно подобранным стременем этот недостаток усугубляется: в слишком большое отверстие нога может проскользнуть вместе с пяткой, а из слишком маленького её сложнее высвободить. Одним из способов преодолеть этот недостаток является английская конструкция стремян, которые выпадают вместе со всадником.

Второй недостаток стремени — негативное влияние на здоровье. В случае, когда весь вес всадника приходится на стремена, нагрузка может вызвать повреждения мышц и сухожилий, а при длительном использовании — деформацию ног. Однако эти случаи достаточно редки: большинство всадников не испытывают проблем на протяжении всей жизни. Для занятий, требующих длительного пребывания в седле, используются стремена с более широким основанием.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector