0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отрегулировать ободные и дисковые тормоза на велосипеде

Регулировка ручного тормоза велосипед

8 минут Автор: Михаил Скворцов 2522

регулировка велосипедных тормозов

Тормоза, особенно дисковые, требуется настраивать очень редко. Для ободных типов это обслуживание колодок раз в сезон, для других вариантов – до одного раза в несколько лет. Тем не менее, после длительного простоя или ремонта, а также при появлении симптомов некорректной работы тормозной системы регулировка просто необходима.

Симптомы проблем

Как определить, что требуется регулировка тормозов на велосипеде? Есть несколько признаков:

  1. Вы купили велосипед – новые механизмы требуют обкатки и постоянной, в несколько подходов после небольшого пробега, регулировки.
  2. Вы не использовали велосипед больше месяца – особенно, если это было холодное хранение, обслуживание колодок и тормозного механизма обязательно.
  3. Из механизма слышны «новые» звуки: гудение на скорости, периодические стуки, свист, скрипы – проблемы с механическими частями или колодкой.
  4. Тормоза стали плохо реагировать на усилие, то есть срабатывать только после некоторого хода, не сразу «отпускать» и т.д. – явный признак проблем с тросиками или гидравликой.
  5. Визуальные повреждения тросиков или элементов механизма тормозов – работать они могут и продолжать, но отрегулировать после, например, удара просто необходимо.

истёртые колодки

Неравномерно истёртые колодки дисковых тормозов

Регулировка ободных тормозов

Регулировка ободных тормозов (практически все современные – это тип V-Brake) очень проста и не требует никаких особых условий. Причём из-за «открытости» механизма обслуживание обычно заключается не в работе с конструкцией, а в замене колодок.

Типы креплений

Перед регулировкой в первую очередь следует удостовериться, что ободные тормоза, действительно, V-Brake. Собственно, ободных типов креплений существует три:

  • V-Brake – раздельные рычаги в форме буквы V, соединённые тросом, который удерживается поводком (рубашкой);
  • кантилеверные – с дополнительным центральным креплением, от которого трос уходит отдельно к каждой стороне. Фактически, это предшественники V-Brake, отличающиеся более сложным механизмом, но большим просветом, что выгодно для «грязного» катания; – U-образное крепление, в котором два рычага соединены и «закусывают» обод. Такие модели ослабить сложнее всего.

Кантилеверные тормоза

Кантилеверные тормоза

Разбирается каждый тип по-разному, но подавляющему большинству придётся столкнуться только с первым типом.

Снимаем тормоза

Идём по следующим шагам:

  1. Размыкаем тормоза, под усилием извлекая рубашку троса из держателя.
  2. Выкручиваем винт крепления к раме.
  3. Снимаем тормоза.
  4. Выкручиваем винт фиксации колодок, если требуется работа с колодками.

Очень важно на последнем шаге не потерять правильную последовательность шайб. Они идут парами – выпуклой и вогнутой. От их установки зависит дальнейшая регулировка.

Обновление и замена колодок

Самое частое обслуживание – это замена или обновление колодки велосипедных тормозов.

Обновления обычно достаточно после длительного хранения. Поверхность обода и колодки обезжиривается, и, в зависимости от оставшейся толщины резины, снимается её верхний слой, так как он «дубеет» и от мороза при хранении, а также от нагрева при активном торможении.

 картриджи для тормозных колодок

Сменные картриджи для картриджных тормозных колодок

Реже делается замена колодки . После выкручивания винта поддевается и удаляется старая колодка, а на её место устанавливается новая. Здесь требуется аккуратность при выборе, поскольку единого стандарта нет, и паз для винта может не подойти, да и сама колодка на площадке может не лечь. К счастью, любые проблемы с размером разрешаются с помощью острого ножа. В случае картриджной колодки подрезание скорее всего не будет помогать, но такие случаи достаточно редки.

Регулировка

Регулировка V-Brake заключается в изменении геометрии крепления колодок и натяжении тросика.

Регулировка натяжения

Расстояние от колодки до обода регулируется через натяжение тросика. Для этого есть винт, который находится на тормозной ручке. При его вращении колодки, соответственно, приближаются (против часовой стрелки) и отдаляются (по часовой стрелке) друг от друга и от обода.

Если регулировки винта не хватает, требуется укоротить или удлинить тросик. Это делается на самих тормозах. Напротив рубашки, на противоположенном элементе, тросик зажат фиксатором, который откручивается шестигранником. Для этого надо открутить болт фиксатора, подтянуть или ослабить трос, закрутить фиксатор обратно. Лишнюю длину троса можно обрезать, хотя многие оставляют его в скрутке на случай обрывов, хотя практика показывает, что такие «запасы» никому не помогают.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора пекар к178в
Регулировка положения и наклона колодки

После ослабления или полного выкручивания винтов фиксации колодок они могут быть сдвинуты в любом направлении.

винт фиксации колодок

Выкрученный винт фиксации колодок

Эту регулировку следует делать, не снимая колес, чтобы чётко разместить колодку. Итак, как должна встать колодка:

  • Колодка должна быть на уровне обода, ни на миллиметр не выходя за него.
  • При проверке на просвет с любой стороны колодка должна быть и в положении торможения, и в разомкнутом положении параллельна ободу.
  • При прокручивании колеса колодка должна прижиматься точно по вектору вращения – отклонение от него приведёт к повреждению тормозов.

После установки колодок в соответствии с этими условиями винты закручиваются, тормоза проверяются.

Регулировка дисковых тормозов

Дисковые тормоза – редкий объект для регулировки или обслуживания. Тем не менее, и ими иногда приходится заниматься. Рассмотрим, как настроить тормоза на велосипеде с ротором и калипером машинкой.

Основные узлы для проверки

Что следует проверять перед регулировкой дисковых тормозов?

  1. Положение ручки. Её настройка для гидравлических механизмов тоже доступна.
  2. Ротор, если он повреждён или имеет нарушения. Если имеются сколы, то никакая регулировка уже не поможет.
  3. Состояние передачи (тросика или канала) .
  4. Колодки в тормозной машинке (калипере).

дисковые тормоза с гидроприводом

Гидравлический привод – редкий гость в бюджетных моделях. Он всё ещё используется, в основном, профессионалами. Регулировка тормозов на велосипеде с гидравлическим приводом усилия не сильно отличается от механики, за неё можно браться. В отличие от механики, в гидравлике потребуется работа с тормозной жидкостью. Особенно в зимнее время, когда её стравливание необходимо для увеличения хода колодки.

В механике другие проблемы. Там может понадобиться регулировка угла прижимания колодки. Аналогично ободным вариантам, она должна быть строго параллельна ротору. Это увеличивает срок службы тормозной системы.

Дисковые тормоза предстоит регулировать на калипере. Шаги регулировки:

  1. Фиксируем колесо ровно в том положении, как будем ездить. Это важно для положения втулки и ротора.
  2. Ослабляем болты, фиксирующие калипер буквально на миллиметр, чтобы он мог двигаться, но не падал.
  3. Зажимаем ручку тормоза. Калипер становится на место.
  4. Проверяем зазоры после отпускания ручки тормоза.
  5. Подтягиваем болты или передвигаем тормозную машинку.
  6. Если свободно машинка уже не двигается, работаем с болтами поочерёдно, смещая её натяжением то одного, то другого болта.

Регулировочные болты

Регулировочные болты на дисковых тормозах

Дополнительная информация

Кроме регулировки, дисковые тормоза иногда нуждаются в правке ротора. Если ротор повреждён сильно, его, конечно, следует менять. Но небольшие повреждения легко исправить, затянув на месте искривления разводной ключ.

Также дисковые тормоза (особенно ротор) очень чувствительны к наличию масла, поэтому, зачищая и регулируя систему, следует быть очень осторожным даже с руками. Жир с пальцев может попасть в систему, поэтому следует использовать обезжиривающую химию или, например, бензин. Для заднего тормоза стоит частично разобрать велосипед или прикрыть цепь и каретку, чтобы случайно не испачкать механизм смазкой.

Заключение

Регулировка тормозов требуется нечасто, но на ней можно существенно сэкономить, сделав всё своими руками. К тому же, это несложно даже для спортивных дисковых типов с гидравликой. Главное, следует быть аккуратным и соблюдать золотое правило – не стоит экономить на своём здоровье, которое очень легко потерять, используя неисправные или плохо отрегулированные тормоза.

Читайте так же:
Как регулировать клапана на ирбис вираго 110

Регулировка ножных тормозов велосипеда

Регулировка ножных тормозов велосипеда

Любителям неспешных прогулок прекрасно подойдут велосипеды с одной передачей – синглпеды. Однако некоторых пугает то, что на руле отсутствуют тормозные ручки. Чтобы остановить разогнавшийся байк, приходится вращать педали назад. Поскольку такая конструкция достаточно удобна и надежна, она применяется не только на старых советских «Аистах», «Камах» и «Салютах», но и на современных моделях.

То, что регулировка ножных тормозов велосипеда не нужна, будет приятной новостью для любителей спокойной езды. Однако каждый механизм имеет свой срок службы. А продлить его сможет регулярное техническое обслуживание.

Принцип работы ножного тормоза

Приводом велосипеда является цепь, она же запускает в действие ножной тормоз. Когда велосипедист крутит педали в обратную сторону, приходит в действие приводной рычаг, а за ним и тормозной конус. Это расширяет колодки, которые начинают тереться о барабан. Чем большее усилие прикладывается к педали, тем быстрее перестанет крутиться колесо. Принцип простой и эффективный. Так как весь механизм находится в металлическом корпусе с пыльниками, туда не попадают грязь и влага.

Это значительно увеличивает ресурс механизма, который способен служить долгие годы. Но по мере износа тормозных колодок конус все сильнее и сильнее уходит вглубь, увеличивая расширение. Хотя это заставляет прикладывать больше усилий при торможении, невозможна ситуация внезапного снижения эффективности торможения. Она уменьшается довольно плавно, что не вызывает дискомфорта.

Когда велосипедист почувствовал, что его не устраивает работа тормозов, следует обратиться к специалисту, замена колодок сделает работу тормозов более четким. Но эту работу можно провести и самому, ничего сложного в этом нет. Хотя для самостоятельного проведения ТО необходимо будет провести подготовительную работу.

Регулировка ножных тормозов велосипеда – как поменять колодки

При выборе новых колодок следует учесть, что один и тот же производитель выпускает не только основной, но и ремонтный вариант. Дело в том, что происходит истирание тормозного барабана, растет люфт. Чтобы его компенсировать, потребуется купить колодки для ножных тормозов увеличенного размера, то есть ремонтные. Еще понадобятся два ключа, которые называют «семейные велоключи». Поскольку есть несколько систем ножных велотормозов, перед покупкой колодок требуется определиться с моделью. Современные компании используют свои типоразмеры, и заказывать запчасти лучше на сайте производителя.

С моделями советских велосипедов ситуация гораздо проще, здесь была принята унификация. Хотя разборка каждого такого механизма имеет свои особенности, действует единый порядок действий:

  1. Зафиксировать квадратным отверстием большого ключа ось.
  2. Открутить рожковым ключом контргайку, вращая ее против часовой стрелки.
  3. Снять шайбу и вынуть левый конус.
  4. Вытащить ось в комплекте с барабаном и правым конусом.

Дальнейшие действия будут зависеть от модели велосипеда. На «Салют», «Каму», «Урал» и большинство других советских байков устанавливалась втулка типа ТОРПЕДО. Аналоги и сейчас встречаются на рынке, и купить запчасти достаточно легко.

Втулка типа ГАЗ ставилась на «Школьник», популярный велосипед среди подростков. Хотя сейчас «Школьник» найти практически невозможно, молодежь предпочитает более современные модели.

Втулка типа ИДИ очень близка по конструкции к ТОРПЕДО, однако имеет чуть больший вес. Поэтому ее ставили на взрослые дорожные велосипеды.

Поскольку с переборкой втулок велосипедов с ножным тормозом обычно не возникает проблем, их обслуживание рекомендуется проводить один раз в два года, или каждые 5 000 км. пробега. Необходимо разобрать, прочистить тряпкой, смоченной керосином, и снова собрать. Перед сборкой смазать все трущиеся детали литолом или иной густой смазкой.

Настройка тормозов V – brake

Векторные ободные тормоза типа v – brake очень популярны благодаря своей низкой цене, легкому весу и эффективности, которая практически не уступает дисковым тормозам. В отличии от барабанных тормозов ножного типа, которые не требуют настройки, ручные ободные и дисковые тормоза нужно периодически настраивать. Настройка потребуется при замене тормозной системы, ремонте или просто из-за износа тормозных колодок.

Читайте так же:
Регулировка лапок корзины сцепления зил 131

В данной статье мы будет рассматривать, как правильно регулировать и настраивать ручные ободные тормоза типа v – brake. Делить на передний и задний мы не будем, так как они идентичны. Настроить такие тормоза достаточно тяжело, если не знать, как правильно это делать. Но благодаря нашей инструкции Вы без труда сможете отрегулировать тормоза на своем байке.

Прежде чем приступать к настройке нужно узнать о принципе их работы, а он очень прост. От тормозной ручки на руле усилие передается через систему тросика и рубашки к рычагам расположенным по обеим сторонам обода колеса. На рычагах расположены колодки, которые благодаря приложенному усилию прижимаются к ободу и благодаря силе трения колесо велосипеда тормозит. Чтобы торможение было качественным нужно добиться правильного положения колодок относительно плоскости обода и отрегулировать натяжение рычагов так, чтобы оно было одинаковым с обоих сторон.

V-Brake - векторные тормоза

V-Brake — векторные тормоза

Настройка и регулировка одобных тормозов V – brake

Если Вам необходимо сменить колодки, то стоит иметь в виду, что нужно правильно их поставить, чтобы все гайки и шайбы были на своих местах (смотрим рис. ниже). Чтобы отрегулировать положение плоскости колодки относительно плоскости обода необходимо немного ослабить гайку крепления так, чтобы колодка свободно регулировалась рукой, но не перемещалась сама.

Устройство тормозной колодки тормозов типа V-Brake

Если колодки с мягкой основой, то передняя часть колодки должна быть немного ближе к ободу, чем задняя (разница около 1 мм). Если у колодки основа жесткая, то должна располагаться строго параллельно ободу (см. рис. ниже). Кроме того колодки должны находиться на достаточно расстоянии от покрышки.

Регулировка тормозных колодок

Регулировка тормозных колодок

Далее необходимо затянуть настроенные колодки. Для этого нужно сильно сжать ручку на руле так, чтобы колодки прижались к ободу и при этом не сместились, после чего можно их затягивать. Если нужно соблюсти разность в расстоянии на мягких колодках можно подложить под заднюю часть колодки прокладку, например кусочек старой камеры.

Затем необходимо настроить натяжение рычагов, так чтобы силы их натяжения были одинаковы. Для этого используем винты натяжения на самих рычагах.

Когда все выше перечисленные действия произведены нужно выставить расстояние между колодками и ободом. Расстояние должно быть минимальным, но таким, чтобы при выжатом тормозе колодки не терли об обод. Если на колесе отсутствует восьмерка, то сделать это очень легко с помощью гайки крепления троса к рычагу.

Настройки ручки ободных тормозов

Ручка тормоза, которая располагается на руле байка, тоже обладает некоторыми настройками. Например, можно отрегулировать расположение ручки в свободном положении и изменить расстояние от этой ручки до грипсы. Можно так же изменить силу натяжения троса, это очень удобно, если колодки немного стерлись и нужно уменьшить расстояние до обода.

Регулировка ручки тормозов V-Brake

Вот в общем-то и все, что необходимо знать о настройке ободных тормозов v – brake. Если Вам есть, что добавить или остались вопросы, то можно задать их в комментариях ниже.

Если после прочтения нашей инструкции, у Вас все же не получается настроить тормоза своего велосипеда, предлагаем посмотреть подробный видео урок.

Разборка ручного тормоза

С помощью гаечного ключа отвертывают на несколько оборотов гайку 17 (см. рис. 29) и из отверстия болта 29 удаляют трос 30; одновременно трос вместе с рубашкой удаляется и из отверстия упора 32. Затем отвертывают гайку 10, снимают шайбу 11 и отвертывают контргайку 9. После этого, предварительно сняв крючок конца пружины 16, снимают с хвостовика болта 15 полускобы 22 и 28. Если нужно удалить болт 15, то, придерживая одной рукой пружину 16, чтобы она не вращалась вместе с болтом, свертывают с болта гайку 13 и снимают шайбу 14, после чего болт легко вынимается из отверстия коронки передней вилки или мостика подседельных стоек рамы. Из проушин полускоб 22 и 28, снятых с хвостовика болта 15, удаляют колодкодержатели 25 вместе с колодками 24, для чего необходимо предварительно отвернуть гайки 23 и снять шайбы 26 с винтов 27.

Читайте так же:
Регулировка зажигания мопеда верховина

Колодки удаляются из колодкодержателя следующим способом. На винт 27 до плотного прилегания к плоскости колодкодержателя навертывается любая гайка с нарезкой Мб X 1. Затем зажимают эту гайку в тиски так, чтобы колодка находилась на поверхности губок. В торец колодки с закрытой стороны колодкодержателя упирают тупым торцом деревянного брусочка или металлического прутка и давят на колодку усилием руки или выколачивают ее с помощью небольшого молотка, которым наносят легкие удары в торец упертого в колодку предмета. Наконечник 1 троса обычно вынимается из ролика 2 свободно, но если он почему-либо вставлен плотно, то приходится для извлечения троса снимать рукоятку и с помощью отвертки, помещенной в прорезь ролика, немного расширять прорезь. Кронштейн 19 отделяется от трубы руля после вывертывания винта 6 из хомутика 8.

Сборка тормоза. В паз болта 15 помещают пружину 16. На стержень болта надевают полускобы 28 и 22, ставят шайбу и навертывают гайку 9. Последняя не должна стягивать полускобы, которые должны легко вращаться на стержне болта без качки и заеданий. На оставшуюся часть резьбы болта надевают шайбу 11 и навертывают контргайку 10. Гайку и контргайку с помощью двух гаечных ключей расконтривают, после чего следует еще раз проверить легкость вращения полускоб.

Тормозные колодки укрепляют в проушинах полускоб; при закреплении колодок необходимо следить, чтобы гайки 23 были надежно затянуты и не могли отвернуться во время эксплуатации. Бонку 12 устанавливают в отверстие ответвления полускобы 28. Предварительно в бонку ввертывают упор 32 с навернутой на его резьбу контргайкой 31; в отверстии ответвления полускобы бойка должна легко вращаться на оси хвостовика и не иметь качки. В отверстие полускобы 22 вставляют болт 29, а на его выступающий из отверстия полускобы конец надевают шайбу 18 и навертывают гайку 17. Крючкообразные концы пружины помещают на внутренние ребра полускоб, вследствие чего полускобы будут разведены в разные стороны.

Установка тормоза на раму велосипеда проделывается следующим путем: в имеющееся в коронке передней вилки или в мостике подседельных стоек отверстие вводят стержень болта 15. На болт надевают пружинящую шайбу 14 и навертывают гайку 13. Укрепленный на раме тормоз должен быть отцентрирован так, чтобы во время торможения колодки одновременно соприкасались с боковыми поверхностями обода. Центровка производится поворотом тормоза относительно оси болта 15 с расчетом, чтобы обе колодки тормоза соприкасались с ободом одновременно. По окончании центровки гайка 13 должна быть надежно затянута.

Кронштейн 19 укрепляют на трубе руля с помощью хомутика 8 и винта 6.. Рукоятка 21 устанавливается на оси 20. В рукоятку помещают ролик 2, в отверстие которого устанавливают наконечник троса. Трос продевается через отверстие в упорной втулке 3, затем трос смазывают графитовой мазью или техническим вазелином и надевают на него рубашку; трос в ней должен перемещаться легко и без заеданий. На всей длине трос не должен иметь оборванных волокон, которыми вызывается заедание. Выступающий из рубашки конец троса пропускают через отверстие упора 32 и далее через отверстие, просверленное поперек стержня болта 12. Зажав плоскогубцами вышедший из отверстия болта конец троса, вытягивают трос до полного натяжения между рукояткой 21 и болтом 29, а затем левой рукой поджимают обе плоскости тормозных колодок к боковым поверхностям обода так, чтобы между колодками и боковыми поверхностями обода оставался зазор в пределах 4—5 мм. В этом положении правой рукой с помощью гаечного ключа завертывают гайку 17, которая закрепит трос.

Читайте так же:
Регулировка ближнего света фар своими силами

Азбука механика: регулировка тормозов на велосипеде

регулировка тормозов на велосипеде

Прогулка на свежем воздухе, безусловно, позволяет прекрасно отдохнуть и набраться сил, а если есть возможность прокатиться на велосипеде, то можно быть уверенным, что это удвоит удовольствие. К тому же езда на этом железном «друге» позволит набрать хорошую физическую форму, а также повысить иммунитет к различным видам заболеваний и избавиться от хронической усталости. Но чтобы это средство передвижения работало безотказно, необходимо знать такие детали ремонта, как замена шины, регулировка тормозов на велосипеде и другие. Эти моменты важны, но осуществить их не так сложно, имея некоторые навыки работы с механизмами.

Виды тормозных систем

Существует несколько видов тормозных систем для велосипедов:

  • ободные – механические (векторные, клещевые, кантилеверные) и гидравлические;
  • педальные;
  • дисковые – гидравлические, механические и комбинированные;
  • роллерные;
  • барабанные и стремянные.

Из них широкое применение получили только первые три системы. Можно отметить, что регулировка тормозов на велосипеде различается от применяемого вида. Рассмотрим наиболее распространенные случаи – ободные и дисковые тормоза.

регулировка задних тормозов

Дисковые системы

Тормозная система дискового вида представляет собой устройство, включающее ротор, выполненный в виде стального диска, и калипер. Последнее приспособление является клещевым тормозом, колодки которого сжимают пластину. Усилие с тормозной ручки переходит на данный механизм посредством троса (механика) или с помощью гидравлики.

Регулировка тормозов на велосипеде с дисковой системой может проводиться следующим образом:

  1. Необходимо установить диск на втулку колеса и закрепить болтами с эксцентриком.
  2. Присоединить переходник и калипер таким образом, чтобы последний элемент не прилегал плотно.
  3. Нажав на тормозные ручки, нужно отрегулировать положение колодок, при котором они отходят на равное расстояние.
  4. При зажатии ротора калипер устанавливается на правильное место автоматически, и только после этого нужно закрепить эту деталь болтами.
  5. Проверить колодки тормоза на рабочее состояние. Для этого колесо прокручивают, нажимая ручки системы несколько раз (более 20). В случае трения ротора о колодку (с одной стороны) нужно ослабить крепление калипера и сдвинуть в направлении данной планки. Если же данное явление двустороннее, здесь необходимо ослабить шестигранник на ручке и подтянуть все болты.

регулировка ручного тормоза

Регулировка тормозов на велосипеде с системой ободов включает в себя два этапа:

  1. Настройка переднего устройства.
  2. Регулировка системы заднего тормоза.

Положение ручек можно отладить по индивидуальным параметрам, чтобы было удобно при нажатии на данное приспособление. Для этого нужно винт, с помощью которого эта деталь крепится к рулю, немного ослабить. Затем отрегулировать положение ручки и зафиксировать элемент.

Регулировка ручного тормоза проводится таким образом, чтобы колодки были расположены на равном расстоянии от обода (около 3 мм). Этого можно добиться, ослабляя напряжение пружины прижима со стороны более слабого натяжения или усиливая его с другой стороны.

Регулировка задних тормозов проводится аналогичным способом. Проверка и настройка работы данной системы позволит увеличить срок службы велосипеда, а также обезопасит движение на данном виде транспорта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector