0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как настроить фрикционный тормоз катушки

Как настроить фрикционный тормоз катушки

Фрикционный механизм – важнейший элемент безынерционной катушки, который предназначен для того, чтобы сгладить резкие и критические нагрузки, возникающие в процессе ужения. Он предотвращает обрыв лески или поломку снасти при поклевке рыбы, ее рывках во время вываживания либо при контактах оснастки с корягами, водорослями и прочими препятствиями, лежащими на дне водоема.

Каждому спиннингисту очень важно научиться грамотно настраивать фрикционный тормоз. Умение пользоваться фрикционом подчеркивает зрелость рыболова, его способность управлять снастью, не допуская обрыва оснастки или схода рыбы с крючка.

Настройка фрикциона перед рыбалкой

Классическая спиннинговая катушка с передним расположением фрикционного тормоза

Плавная настройка фрикциона и мягкий ход катушки позволяют применять тончайшие поводки в фидерной ловле

Каждая снасть имеет свой предел. У лески есть максимальная разрывная нагрузка, спиннинг также может сломаться от резкого рывка или превышения допустимой силы, прикладываемой к нему. Потому вся надежда ложится на фрикционный механизм и его правильную настройку.

Существует два диаметрально противоположных граничных варианта неправильной настройки фрикциона:

• когда он перетянут;
• когда он слишком расслаблен.

Если фрикционный механизм перетянуть, зажав регулировочную гайку на максимум, то, при прикладывании нагрузки свыше допустимой, порвется леска. Худшим исходом является поломка удочки, которая может случиться, когда разрывная нагрузка нитки превышает предельную нагрузку удилища.

Если фрикцион не «дожат», то он будет срабатывать, когда этого не требуется. Например, во время заброса и проводки, не даст выполнить качественную подсечку, не позволит осуществить вываживание рыбы, которая запросто может увести оснастку в ближайшую корягу либо водную растительность, запутав ее там.

Опытные рыболовы умеют настраивать фрикционный механизм «на глаз». Они хорошо чувствуют свою снасть, потому, приведя боекомплект в рабочее состояние, перед первым забросом просто рукой тянут шнур возле катушки. Затем по ощущениям либо подтягивают, либо расслабляют гайку тормоза. Естественно, в процессе ужения они корректируют силу зажатия, подстраиваясь под ситуацию.

Новичку сложно правильно настроить фрикцион таким способом. Ему можно порекомендовать следовать следующей инструкции:

• Собираем полностью снасть и привязываем приманку;
• Приманку цепляем за неподвижный предмет на берегу, например за большую корягу или торчащие из земли корни дерева;
• Берем удилище так, дабы угол между шнуром и бланком составлял около 90 градусов;
• Затягиваем фрикцион до предела;
• Теперь начинаем плавно прикладывать нагрузку, поднимая удилище. При этом постепенно расслабляем фрикцион.

В катушках с задним расположением фрикционного тормоза замена шпули производится легким нажатием кнопки на самой шпуле

Катушки с передним расположением фрикционного тормоза легче заднефрикционных, поэтому именно они используются на УЛ-снастях

Фрикцион считается нормально настроенным, когда он срабатывает под нагрузкой, равной около 70–80 % от разрывной нагрузки лески. Даже новичок может интуитивно ощутить, когда достаточно ослаблять гайку механизма. При этом шпуля начнет стравливать нитку не под рывками, а под плавным усилием, когда бланк спиннинга будет сгибаться, но не до предела.

Естественно, степень зажатия гайки тормоза зависит от строя бланка удилища, от метода ловли и вида рыбы, на которую ведется охота. Так медленный спиннинг лучше амортизирует рывки хищника, чем быстрая «палка». Потому в удочках «slow» и «moderate» фрикцион больше зажат, чем в прутах «fast» и «extra fast».

Система «байтранер» - так же имеет фрикционный тормоз, хотя его задача несколько иная

При ловле на твичинг, джиг и прочие способы ужения фрикцион следует больше зажимать, чем при ловле приманками, анимируемыми преимущественно равномерно. Также тормоз следует слегка перетянуть, если рыбалка ведется вблизи водорослей или коряжника. Это позволит минимизировать возможность для рыбы «юркнуть» под укрытие, запутав снасти.

Немаловажно учитывать и вид рыбы, за которой ведется охота:

Окунь имеет слабые мягкие губы, потому тормоз лучше не дотянуть, дабы не дать полосатому разбойнику порвать рот в момент вываживания.

У судака костистая пасть. Чтобы ее пробить, надо совершить мощную уверенную подсечку. Это возможно, когда фрикцион будет перетянут.

Голавль и форель при атаке на приманку совершают резкий хлесткий рывок. Даже растяжимая мононить и мягкий спиннинг не всегда «успевают» среагировать на подобную поклевку. Потому фрикцион целесообразно недотянуть.

А вот для щуки подойдет средняя затяжка фрикционного тормоза с усилием до 70–80 % от предельной нагрузки. Как ее добиться, рассказано выше.

Подстройка тормоза при вываживании

Опытный рыболов, словивший не одну сотню рыб, хорошо знает, как важно контролировать силу срабатывания фрикциона в момент вываживания. Умение быстро ориентироваться в ситуации приходит со временем, после досадных сходов и обрывов лески, но через это проходят все.

Каждая рыба ведет себя по-разному. Потому определив, кто оказался на том конце снасти, можно умело регулировать тормоз, уверенно подводя добычу к себе:

• Щука часто поднимается к верху, выходит на свечу, трясет головой. Как только появились предпосылки к такому развитию событий, надо ослабить тормоз.
• Судака ловят в крепких местах, потому слегка пережатый фрикцион не только обеспечивает мощную и жесткую подсечку, но и позволяет форсировать вываживание, не дав рыбе опомниться и уйти под спасительную коряжку.
• Окуня всегда вываживают на расслабленном фрикционе.
• При ужении форели и голавля после первых ярых рывков рыбы тормоз слегка поджимают, чтобы рыба слишком не разгулялась. Подведя ее к берегу, следует снова ослабить гайку фрикциона, поскольку могут последовать последние отчаянные броски, которые приведет к сходу либо обрыву снасти.

Читайте так же:
Регулировка стояночного тормоза гольфу

В целом с фрикционным механизмом нужно работать постоянно, то подтягивая, то ослабляя его. С опытом рыболов начинает понимать свою снасть, осуществляя подстройку интуитивно, ориентируясь по ситуации.

Фрикционный тормоз

Одним из основных аргументов в пользу безынерционных катушек всегда был такой: вы можете ставить на них тонкую леску и при этом не рискуете ее оборвать — благодаря фрикционному тормозу. Считается, что когда он правильно отрегулирован, то при вываживании леска выдержит, конечно, если рыба не затянет ее в коряги. Правильно отрегулировать фрикционный тормоз не так просто, как это кажется на первый взгляд. У меня случается несколько обрывов за сезон, в той или иной мере связанных с неверной регулировкой фрикциона. Причины этих обрывов не всегда одинаковы.

Выбирая безынерционную катушку, мы смотрим, какая фирма его изготовила, каковы количество подшипников, коэффициент редукции, лесоемкость и форма шпули, дизайн и, наконец, цена. Редко кто интересуется характеристиками фрикционного тормоза. На самом деле стабильность и плавность регулировки тормоза — важнейшие показатели катушки. Наиболее дешевые модели (в том числе отечественный "Орион") в этом сильно уступают катушкам более совершенным. Бывает, что леска с катушки стравливается неравномерно — шпуля, проворачиваясь от натяжения лески, "бьет", то есть критическое усилие периодически меняется в зависимости от угла поворота шпули. Это неприятно, но не очень страшно. Хуже, когда регулирующая гайка начинает подкручиваться от вращающейся шпули, то есть самозатягиваться. Допустим, при разрывной нагрузке лески 5 килограммов вы установили стягивающее усилие 3 килограмма. Начинаете вываживать рыбу, и катушка от ее рывков стравливает леску; из-за самозатягивания гайки установленные 3 килограмма превращаются сначала в 4, а затем в те самые 5, и леска не выдерживает.

По моим оценкам, из десятка "Орионов" (и подобных им катушек с передним тормозом) две-три с самого начала страдают самозатягиванием регулирующей гайки. У других эта "болезнь" может проявиться в процессе эксплуатации. На мой взгляд, лучше вообще отказаться от простых катушек с передним фрикционом (для катушек с задним тормозом этот недостаток нехарактерен). Если же вы не можете позволить себе что-то классом повыше "Ориона", то вам следует, как минимум, содержать в чистоте соприкасающиеся поверхности шпули и гайки, удаляя с них пыль и песчинки. Кроме того, рекомендую поставить между шпулей и гайкой одну-две тонкие тефлоновые шайбы, а еще лучше — сделать так, чтобы гайка проворачивалась на штифте не легко и свободно, а со значительным усилием, — тогда она не будет закручиваться от вращения шпули. Проще всего этого добиться, подмотав на резьбу штифта хлопчатобумажную нитку.

Безынерционные катушки принято делить на скоростные и силовые. Применительно к фрикционному тормозу это деление выражается в следующем. Скоростные катушки рассчитаны на использование тонкой лески при малых нагрузках и потому их фрикцион имеет более плавную регулировку стягивающего усилия: за один щелчок регулятора оно меняется на 0,2-0,3 килограмма. Тормоз силовых катушек предназначен для рабочих нагрузок широкого диапазона, поэтому фрикцион в смежных позициях регулятора изменяет стягивающее усилие примерно на 0,5 килограмма. Использование тонкой лески на силовой катушке может привести к тому, что при одном положении регулятора она будет стягиваться слишком свободно, а при соседнем — уже порвется.

Применять леску разной прочности позволяют катушки с так называемым "прогрессивным" тормозом. Как видно из графика (рис.1), такой тормоз на малых нагрузках работает, как у скоростной катушки, на больших — как у силовой. Слова "progressive drag" или что-либо подобное в каталоге или на упаковке означают, что эта катушка рассчитана на использование лесок самых разных диаметров и прочности, причем в большом диапазоне.

26.jpg

Рис.1 Зависимость между углом поворота регулятора фрикционного тормоза и стягивающим усилием у безынерционных катушек различных типов: 1 — силовой; 2 — скоростной; 3 — универсальной с "прогрессивным" тормозом.

Вообще, фрикционный тормоз тем надежнее и удобнее в регулировке, чем больше в нем площадь соприкосновения элементов, испытывающих основную нагрузку. В заднем тормозе это достигается за счет увеличения числа тефлоновых шайб, в переднем — использованием всей площади передней поверхности шпули. Передний тормоз работает при повышенных нагрузках лучше заднего, поэтому в силовых катушках встречается чаще. На катушку не рекомендуется наматывать леску, прочность которой превышает максимальную из указанных на шпуле. В противном случае механизм испытывает запредельные нагрузки, быстро разбалтывается, и даже "летят" зубья шестеренок.

Читайте так же:
Регулировка лепесткового сцепления хтз 17221

Фрикционный тормоз некоторых современных катушек ("Mitchell" и др.) призван исключить чрезмерные нагрузки на передаточный механизм. Он построен по известному в технике принципу "Foolproof ("Защита от дурака"). В данном случае это выражается в том, что сверху ограничивается стягивающее усилие — при всем желании вам не удастся затянуть тормоз намертво.

Стоит сказать о катушках, которые снабжены специальным рычагом, позволяющим быстро изменять стягивающее усилие, — это очень удобно при поклевке и высаживании. Первыми преимущество катушек с экстренным сбросом фрикциона (например, "Quantum QSS") оценили карпятники, которые теперь очень широко используют их в своей профессиональной снасти. В режиме ожидания тормоз максимально ослаблен, а когда рыба возьмет приманку, поворотом ручки включается основной тормоз. Это так называемая система "Baitrunner" (или "Baitfeeder") — ею теперь оборудованы по крайней мере одна-две модели почти всех фирм, выпускающих безынерционные катушки.

При ловле спиннингом, да и вообще при любом активном способе ловли, когда от рыбы приходится ждать внезапного и мощного рывка, оперативная регулировка тормозного усилия имеет большое значение, поэтому в некоторых чисто спиннинговых катушках последних лет (например, "Mitchell Flats-runner") стоит рычаг непрерывного управления. Он расположен вблизи места захвата удилища, под указательным пальцем, что позволяет моментально реагировать на ситуацию при подсечке и вываживании. Но все же большая часть выпускаемых сейчас безынерционных катушек имеет обычный фрикционный тормоз. И многое зависит от его предварительной регулировки, которая определяется видом вылавливаемой рыбы, дальностью заброса и качествами используемой лески и должна быть рассчитана на то, что для настройки стягивающего усилия вам потребуется некоторое время — возможно, несколько секунд.

Реальная прочность лески определяется гораздо большим количеством факторов, чем обычно принимают во внимание. Те цифры, что указаны на бобине с леской, соответствуют действительности лишь с некоторыми оговорками. Рано или поздно леска начинает "сыпаться", то есть легко рваться от нагрузки в два раза ниже "паспортной". В этом случае фрикционный тормоз, даже если он отрегулирован на усилие вполовину меньше разрывного, оказывается не удел. Привязав блесну, потяните с разумной силой за леску руками — если она неожиданно порвется, отмотайте несколько метров лески и проделайте ту же операцию. Бывает, что "сыплется" весь рабочий участок лески, а это несколько десятков метров. Такую леску заменяйте немедленно. Убедиться в том, что она свой век уже отжила, лучше не во время вываживания, а несколько раньше.

Реальная разрывная нагрузка впрямую зависит от скорости натяжения лески. Резкого рывка леска не выдерживает гораздо чаще, чем плавной потяжки. (С магнитным фрикционом (например, на катушках D.A.M) вы не очень рискуете оборвать леску при внезапном рывке. Система магнитов уменьшает трение покоя, поэтому такой фрикцион быстрее включается в работу.) И в большинстве случаев леска обрывается именно в момент внезапной хватки крупной рыбы накоротке. Следующий пример как раз на эту тему.

На Оке при ловле судака часто требуются очень дальние забросы: бровка, на которой стоит хищник, проходит в 55- 65 метрах от берега, и именно там случаются все судачьи поклевки. Чтобы забросить на такую дистанцию, приходится вместо обычно используемой лески диаметром 0,28- 0,30 миллиметра ставить более тонкую — обычно 0,22. Ловля судака требует энергичной подсечки, поэтому тормоз настраивают на довольно высокую для тонкой лески критическую нагрузку. При дальних хватках судака обрывов почти не бывает — длинная леска сама по себе хорошо гасит рывки, да и тормоз после удачной подсечки можно немного ослабить.

Проблемы возникают, когда приманка приближается к берегу — здесь ее нередко атакует щука, и отнюдь не всегда мелкая. Резкая щучья поклевка на короткой леске чревата немедленным обрывом, а когда леска тонкая, фрикционный тормоз несколько перетянут и обрыв почти неизбежен. Разве что одна из упомянутых выше катушек с экстренным ослаблением тормоза способна предотвратить неприятность, однако такие катушки пока не стали массовыми, и обрывы при близкой хватке щуки, увы, приходится относить к числу плановых потерь. Впрочем, описанная ситуация не настолько типична, чтобы слишком сокрушаться. Когда вы ловите любую рыбу, кроме судака, ту же щуку, а также жереха, окуня, голавля, настройте тормоз на 35-45 процентов от номинальной разрывной нагрузки, и вы избавите себя от обидных обрывов сразу же после подсечки.

Мнение о том, что рыбу надо обязательно "просечь", на мой взгляд, неверно. Голавль, язь, жерех и окунь почти всегда засекаются сами. Попробуйте ради эксперимента не подсекать, и едва ли будет больше пустых поклевок. Щуку подсекать желательно, но она не стискивает блесну хваткой бульдога, и запредельные усилия при подсечке не требуются. Даже судак, когда он берет приманку сзади, часто виснет на леске без подсечки, причем тройник цепляет его за жабры. Вот почему в большинстве случаев лучше недотормозить, чем перетормозить. При этом очевидно, что крючки должны быть идеально острыми. Если же по каким-либо причинам вы перетянули фрикционный тормоз (это иногда бывает оправданно, как в описанной ситуации ловли судака на дальнем забросе), то как только на крючки сядет крупная рыба, его нужно ослабить. К сожалению, сделать это успеваешь не всегда.

Читайте так же:
Ява 638 12 в разборка и регулировка карбюратора

Можно порекомендовать вопреки всем правилам сразу же расположить удилище в одну линию с леской. Я делаю так при ловле спиннингом класса "Ultra Light" с леской диаметром 0,17- 0,20 миллиметра , когда вместо окуня или подъязка на тройник садится щука. В результате стягивающее усилие из-за отсутствия трения на кольцах уменьшается, и рывок обычно удается нейтрализовать. Только после этого надо ослабить тормоз и вываживать рыбу, как обычно, задействуя при этом и катушку, и удилище.

Особый случай, когда ловят с плетеной леской. Два ее основных отличия — высочайшая прочность и полное отсутствие растяжимости — диктуют строгие требования к катушке вообще и к регулировке фрикциона в частности. Катушка должна быть чисто силовой — с большим тяговым усилием, а фрикцион установлен в положение, соответствующее 30-35 процентам от разрывной нагрузки лески. В случае с плетеной леской перетянутый тормоз грозит уже не обрывом, а поломкой удилища или катушки. Я знаю два реальных случая — в одном из них при подсечке спиннинг (то был "Zebco Harmony Match") попросту развалился у рукоятки, в другом — вываживание среднего размера щуки привело к поломке зубчатой передачи катушки "Ryobi Ecusima". Нельзя переходить от обычной лески к плетеной, ничего при этом не меняя.

. Уже после того, как эта статья была подготовлена к публикации, со мной приключился случай, который ставит под сомнение мое право давать рекомендации по регулировке тормоза и вываживанию рыбы. Щука взяла поролоновую рыбку на расстоянии более пятидесяти метров. Когда рыба хватает крючок на длинной леске, поначалу трудно оценить ее размеры. И в этот раз я не сразу понял, что имею дело с крупной фарватерной щукой. Начав подматывать леску, я убедился, что она с трудом, но идет, а периодическое потрескивание фрикционного тормоза счел показателем его слабой затяжки. И затянул чуть сильнее — всего на два щелчка, но, как оказалось, это предопределило исход борьбы в пользу щуки. Где-то на полпути рыба остановилась и забрала немного лески — тормоз сработал исправно. Но то был не резкий рывок, а плавная потяжка, и на довольно длинной леске. Неподалеку от берега щука размеренно пошла сначала вниз по течению, потом вверх. Еще не поздно было ослабить фрикцион, но я не сделал этого — слишком понадеялся на свежую леску, к которой прежде не было претензий ("Gamakatsu" диаметром 0,26 миллиметра ). Последовал внезапный короткий рывок, и щука с обрывком лески скрылась в глубине. Было в ней не менее пяти килограммов. Пойманная вскоре килограммовая щука стала всего лишь ложкой меда в бочке дегтя.

Ту крупную щуку я просто обязан был взять. Ослабил бы тормоз и помучил ее лишние две-три минуты, ничем не рискуя. Ни коряг, ни даже травы вокруг не было, да и сидела она очень надежно — на поролоновой рыбке было два тройника. И если щука не сошла при первых рывках, вряд ли ей это удалось бы позже.

КАК ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ФРИКЦИОН БЕЗЫНЕРЦИОННОЙ КАТУШКИ НА РЫБУ

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум». Это значение напрямую связано с прочностью и лески, и удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Фрикцион катушки и вываживание рыбы

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Но главная задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Читайте так же:
Регулировка тормозов грейдера дм 14 рыбинец

Фрикцион катушки и заброс

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Фрикцион катушки и подсечка

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Характерный случай – ловля на незацепляйки, где всегда требуется более мощная подсечка, ведь часть энергии уходит на пригибание предохранителей незацепляющихся крючков или сдвигании силиконовой приманки на офсетнике. Понятно, что здесь фрикционный тормоз должен быть затянут под «безопасный максимум».

Настройка фрикциона безынерционной катушки

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки – ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум».

Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

Фрикцион или фрикционный тормоз безынерционной катушки

Фрикционный тормоз – важный узел безынерционной катушки. Его главная «стратегическая» задача – уберечь леску от обрыва, а снасть – от возможной поломки при опасных нагрузках. Не менее важная «тактическая» задача – сглаживать рывки рыбы и не давать ей сойти. Как же правильно настроить и в процессе рыбалки регулировать фрикционный тормоз?

Настройка фрикциона безынерционной катушки «под максимум»

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум», когда тормоз устанавливают по ощущению на «докритическое» значение. Это значение напрямую связано в основном с прочностью и лески, и отчасти удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная «тактическая» задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Читайте так же:
Регулировка холостого хода на карбюраторе к 125

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки — ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Фото: передний фрикцион катушки

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Работа фрикционным тормозом при вываживании

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Фото: задний фрикцион катушки

Однако еще многие рыболовы не умеют правильно пользоваться тормозом катушки. Одни забывают правильно выставить фрикцион, другие затягивают его «намертво». Увы! Сколько удилищ и лесок еще поломается из-за этого, сколько рыб сорвется с крючка!

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода. С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона. Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится. Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают. Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать — кто кого? Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector