2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка и ремонт комбайнов СК-5 «НИВА», СК-6 «КОЛОС» И СКД-5 «СИБИРЯК»

Справочник по регулировке и ремонту комбайнов НИВА, КОЛОС и СИБИРЯК

Комбайн СК-5 «Нива» выполнен по классической схеме с несущей молотилкой, навесной жаткой и навесным копнителем.

  • Жатка ЖКН-5 — ширина захвата 5 м.
  • Молотилка имеет один бильный барабан диаметром 600 мм, деку с углом охвата 128 градусов, отбойный битер, соломотряс с четырьмя клавишами, двухрешетчатую очистку с вентилятором, копнитель, снабжённый соломонабивателем.
  • Двигатель — дизельный СМД-17К (СМД-18К) мощностью 100 л. с. или СМД-19К (СМД-20К) мощностью 120 л. с., оборудованный промежуточным охладителем наддуваемого воздуха — интеркулером. На «Ниве-Эффект» установлен Д-260 мощностью 155 л. с.
  • Привод агрегатов — клиноремённый. Скорость вращения мотовила жатки, барабана и вентилятора регулируется с помощью вариаторов.
  • Ходовая часть колёсного типа, передние колеса ведущие неуправляемые, задние колеса — неведущие управляемые. Полугусеничная модификация комбайна СК-5 «Нива» применялась для уборки зерновых на переувлажнённых почвах. На Нивах-Эффект применена трансмиссия с ГСТ.
  • Гидравлическое оборудование обеспечивает подъём-опускание жатки, подъём-опускание мотовила, регулирование скорости вращения мотовила, закрытие створок копнителя, управление вариатором скорости движения, очистку фильтра радиатора двигателя, виброразгрузку бункера, управление поворотом.
    Комбайн имеет следующие устройства автоматического регулирования:
  • автоматический регулятор двигателя, поддерживающий постоянную частоту вращения коленчатого вала при изменении нагрузки на двигатель;
  • автоматический регулятор загрузки молотилки, обеспечивающий постоянство поступления в молотилку скошенной массы за счёт управления скоростью движения комбайна;
  • автомат разгрузки копнителя — обеспечивающий автоматическое открытие створок копнителя при его заполнении и закрытие створок после полного опорожнения.

Комбайн «Колос» СК-6-II был единственным в СССР комбайном с двухсекционным бункером — бункер разделялся на две части кабиной, находящейся по центру молотилки, а также «Колос» был первым в стране комбайном с шириной молотилки 1,5 м.

    Важные технические характеристики СК-6-II:
  • Масса — 9455 кг
  • Максимальная скорость движения — 7,4 (рабочая) и 18,7 (транспортная) км/ч
  • Бункер двухсекционный с автосигнализацией и вибрационным механизмом
  • Жатка унифицирована с жаткой комбайна «Нива»
  • Молотилка двухбарабанная, её ширина — 1500 мм
  • Двигатель — СМД-64, 150 л. с.
  • Топливный бак на 300 литров

Производились и другие модификации «Колоса»: рисозерноуборочный СКПР-6 на полугусеничном ходу для переувлажнённых районов (1971—1979), СКГ-6 на гусеничном ходу, рисозерноуборочный СКГД-6 на гусеничном ходу (1980—1984), однобарабанный СК-6А (выпускался с 1985 года).

СКД-6 «Сибиряк» — советский двухбарабанный зерноуборочный комбайн, выпускавшийся Красноярским комбайновым заводом с 1981 по 1984 года.

Несмотря на рост основного показателя надёжности — коэффициента готовности, конструкция комбайна СКД-5 «Сибиряк», выпускавшегося с 1969 года, к концу 1970-х годов уже морально устарела и перестала отвечать требованиям к зерноуборочным комбайнам. Работа над глубокой модернизацией старого «Сибиряка» закончилась постановкой на серийное производство в феврале 1981 года нового СКД-6. Назаровский завод сельхозмашиностроения освоил выпуск жатвенных частей с рабочим захватом 5 м для красноярского завода. В конструкции СКД-6 была повышена пропускная способность, производительность и надёжность технологического процесса, снижена продолжительность технического обслуживания комбайна, особое внимание было уделено комфорту кабины.

Выпускались следующие модификации: рисозерноуборочная на гусеничном ходу СКД-6Р (выпуск начат в 1982 году), СКД-6А, модификация для нечернозёмной зоны СКД-6Н. На СКД-6Н ставился двигатель СМД-22, на ведущий мост устанавливались колёса с шинами от трактора К-700, была увеличенная колея управляемых колёс, на кабину ставились солнцезащитные жалюзи и так далее.

    Технические характеристики комбайна «Сибиряк»:
  • Двигатель — СМД-20.
  • Мощность двигателя — 88,3 кВт (140 л. с.).
  • Пропускная способность — 6,3 кг/сек.
  • Вместимость бункера — 4,5 м 3 .
  • Привод выгрузного шнека — непосредственно от двигателя.
  • Управление наклонным шнеком — гидравлическое, из кабины.
  • Регулировка частоты вращения барабанов — механическая.
  • Диаметр шнеков — 160 мм.
  • Размер скребков элеваторов — 150×75.
  • Рабочий объём кабины — 3,2 м 3 .

Основные регулировки жатки:

Основные регулировки молотилки и копнителя

Основные регулировки двигателей и ходовой части:

Модификации самоходных комбайнов:

Техническое обслуживание комбайнов:

Подготовка рабочих органов жатки и молотилки для различных условия уборки и контроль качества уборки:

Основные регулировки зерноуборочных комбайнов

Научные руководители – КЛОЧКОВ А. В. – доктор техн наук, профессор

БУТОВ С. В. – руководитель CLAAS ACADEMY в СНГ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», Горки, Республика Беларусь

Завершающим этапом возделывания сельскохозяйственных куль- тур является уборка, и даже вырастив высокий урожай, можно поте — рять значительную его часть во время уборки. В нашей республике для уборки зерновых культур применяются зерноуборочные комбайны, как отечественного производства, так и иностранного, но как одни, так и другие могут убирать хлеб с потерями или без них.

Читайте так же:
Инструмент для регулировки клапанов шайбами

Потери за зерноуборочным комбайном слагаются из потерь за жат — кой, очисткой, молотильно-сепарирующим устройством (МСУ) и уп — лотнения комбайна. Что касается потерь из-за уплотнения комбайна,

то о них не должно идти и речи, зерноуборочный комбайн должен иметь уплотнения, не допускающие высыпания убираемого урожая. Настройка жатки также довольно проста. Для качественной работы жатки должна быть правильно выбрана высота среза, для предотвра-щения не подрезания колосков, а также правильно выбраны параметры работы мотовила. Гораздо сложнее настроить молотилку комбайна и само его сердце-очистку.

Показателями работы МСУ являются сепарация, недомолот и

Важным параметром при настройке зерноуборочного комбайна яв-ляется скорость его движения, именно на скорость движения мы

должны настраивать комбайн. Очевидно, что чем больше скорость

движения зерноуборочного комбайна, тем выше его производитель — ность. По этому важной задачей настройки зерноуборочного комбайна является настройка его на качественную работу при максимально воз- можной скорости движения.

В начале настройки рекомендуем открыть верхнее, нижнее решето, а так же удлинитель верхнего решета, больше на 15-20% указанного в руководстве по эксплуатации. Установить обороты молотильного ба — рабана близкими к максимальным, зазор между подбарабаньем и мо-лотильным барабаном устанавливаем исходя из рекомендаций приве — денных в руководстве по эксплуатации. Именно теперь мы начинаем

работать, постепенно увеличивая скорость движения, для того чтобы определить самое низкопроизводительное звено в зерноуборочном комбайне, которое будет ограничивать рабочую скорость. Как прави — ло, у машин, имеющих клавишный соломотряс (наиболее распростра — нены в нашей республике) именно он имеет самую низкую производи — тельность. Однако есть возможность снизить потери за соломотрясом. Для этого необходимо уменьшить подачу хлебной массы на него. Уменьшение подачи можно достичь двумя путями, снизить скорость движения, что не совсем приемлемо и повлечет за собой снижение производительности или увеличить сепарацию через подбарабанье МСУ. Достичь последнее можно увеличив обороты барабана до близ — ких к максимальным, но это может повлечь за собой увеличение дроб — ления зерен, что является негативным фактором. Чтобы уменьшить дробление зерен в этом случае рекомендуется увеличить зазор между молотильным барабаном и подбарабаньем. Практика показывает, что увеличение оборотов барабана и увеличение зазора улучшает сепара — цию зерен, что позволяет разгрузить соломотряс и снизить потери за ним.

Показателями качества работы очистки являются потери за очист — кой и чистота зерна в бункере.

Во многих рекомендациях по настройке зерноуборочных комбай-нов говорится о неправильности регулировки с изменением одновре — менно нескольких параметров. При настройке очистки комбайна это не совсем так. Потери зерна за очисткой определяет верхнее решето, его удлинитель и вентилятор, а именно их правильная регулировка и

совместная работа. При настройке необходимо учитывать величину открытия жалюзей верхнего решета и подачу воздуха вентилятором.

Между ними есть определенная связь, которую нельзя нарушать. Зада — ча воздушного потока псевдоожижить поступающую на очистку хлеб-ную массу. В случае малой подачи воздуха и большом открытии жа — люзей верхнего решета масса будет оставаться плотной и не все зерна пройдут через него вниз, что вызовет потери зерна. В противном слу — чае при большой подаче воздуха и малом открытии жалюзей верхнего

решета наступает эффект «пудинга», когда хлебная масса струйками воздуха режется на слои по ширине равным расстоянию между жалю — зями. В этом случае происходит частично выдувание зерен и их сход вместе с плотными слоями, на которые была разрезана воздухом мас-са, поступившая на очистку. Поэтому необходимо строго согласовать величину подачи воздуха и открытия жалюзей верхнего решета. При регулировке рекомендуем, открывая жалюзи верхнего решета увели-

чивать подачу воздуха и наоборот. Но для того чтобы эта система ра — ботала эффективно необходимо поддерживать слой очищаемой массы постоянным по высоте, а это зависит от квалификации комбайнера который, регулируя скорость движения, сможет поддерживать посто — янную загрузку комбайна. В связи с этим можно с уверенностью гово — рить, что потери зерна неизбежны при входе в загонку и выходе из нее, так как постоянство слоя на верхнем решете в эти моменты нарушает — ся.

За чистоту зерна в бункере отвечает нижнее решето, и его регули — ровка является завершающей при настройке. Для достижения требуе — мой чистоты зерна в бункере необходимо прикрывать жалюзи нижнего

решета, однако при сильном закрытии возникает возможность забива — ние колосового элеватора и циркуляция уже вымолоченного зерна по комбайну.

Читайте так же:
Регулировка дверных замков автомобиля

Нельзя регулировать комбайн, проехав 10-30 метров, как это дела-ют многие комбайнеры, необходимо проехать 100-150 метров для дос — тижения установившегося режима работы комбайна и только потом делать заключение о качестве работы.

Описанная методика настройки комбайна довольно сложна и тру-доемка. Связано это с отсутствием дистанционной регулировки зазо — ров в решетах (все зерноуборочные комбайны отечественного произ — водства не имеют такой возможности) и для изменения зазора необхо — димо останавливать комбайн, останавливать молотилку и только после

этого устанавливать зазор. Так же не маловажным является то, как точно работают датчики потерь и как они откалиброваны, ведь если они не работают или выдают не верные результаты измерения, ком — байн настроить мы не можем.

Применяя данную методику настройки на зерноуборочных ком- байнах фирмы CLAAS в частности LEXION560, удалось добиться сле-дующих результатов при сравнительных испытаниях зерноуборочных

комбайнов проводимых в Белгородской области (таблица).

В настоящее время современный зерноуборочный комбайн это сложный механизм, состоящий и множества датчиков, модулей, указа — телей, сложных систем гидравлики, но управляет им человек и на — страивает на качественную работу тоже он.

Основные регулировки зерноуборочных комбайнов

Очистительная система комбайнов предназначена для выделения зерна из мелкого вороха, который поступает на встряхивающую доску из молотильного аппарата, соломотряса и домолачивающего устройства. В зерноочистительную систему комбайна КЗС — 9-1 входят: встряхивающая доска 1 (рис. ) с пальцевой решеткой 6, верхний и нижний решетные станы, удлинитель верхнего решета, вентилятор, домолачивающее устройство, подвески и механизмы привода.

Встряхивающая доска – (Транспортная доска) имеет ступенчатую поверхность, на которой закреплены продольные гребенки. Они делят доску на пять дорожек, которые удерживают ворох от сдвига в одну сторону при поперечном наклоне комбайна. Передняя часть доски подвешена к раме молотилки на двух подвесках. Из левой и правой сторон транспортной доски прикрепленные уплотнители (ленты из прорезиненного материала). Они плотно прилегают к боковым частям корпуса молотилки. В конце транспортной доски прикрепленная решетка из стальных штампованных пальцев.

Верхний решетный стан размещён за транспортной доской. Передняя часть стана соединена с корпусом доски шарнирно, а задняя крепится до двух верхних подвесок. В верхнем решетном состоянии закреплено верхнее решето.

Нижнее решето имеет вид короба с поддоном. Передняя часть этого стана подвешена к двуплечему рычагу механизма привода, а задняя соединена с рамой молотилки двумя нижними подвесками.

Транспортная доска и решетные станы приводятся в колебательное движение шатунами соединенными с двуплечими рычагами механизма привода.

Жалюзийное решето состоит из рамки, на которой размещены металлические планки с зубцами (жалюзи). Колено оси жалюзей входит в вырез рейки, к которой присоединена гайка. Винт гайки соединен с регулятором. Верхнее решето выделяет большие части вороха и имеет жалюзи большего размера.

Решетный стан нижнего решета 14 колеблется в противоположном направлении и с меньшей амплитудой, чем транспортная доска и верхний решетный стан.

В конце верхнего решета 11 шарнирно присоединенный удлинитель 12 жалюзийного типа.

Угол наклона жалюзей регулируют рычагом.

Вентилятор 17 Очистки — центробежного типа, шести лопастный. В горловине вентилятора установленные рассекатели для устремления потока воздуха на решета очистки. Вентилятор приводится в движение клиноременным вариатором от шкива контрпривода.

Принцип работы зерноочистки. Мелкий ворох, который поступает на транспортную доску, распределяется под действием колебаний. Зерно и тяжелые примеси перемещаются вниз; а легкие и большие соломенные занимают верхнее положение. За счет колебательных движений мелкий ворох поступает на пальцевую решетку, на которой большие примеси задерживаются, А мелкая фракция падает на переднюю часть верхнего решета 11. Большая фракция всходит из пальцевой решетки и попадает на середину решета. Основная масса зерна и мелкие примеси просеиваются сквозь отверстия верхнего и нижнего решет. Вентилятор 19 подает воздушный поток на решета для взрыхления вороха и перемещения легких частиц к половонабивателю. Очищенное зерно попадает на; скатную доску 15 решетного стана, а оттуда — в зерновой шнек. Удлинитель верхнего решета задерживает недомолоченные колоски, которые проходят сквозь жалюзи и попадают в желоб колосового шнека 16. Из шнека колоски элеватором подаются на домолачивающее устройство, а после обмолота ворох шнеком направляется на транспортную доску очистки.

Рис. 15. Схемы воздушно-решётных очистителей комбайнов:

1 и 20 — транспортные доски; 2 — гребенка; 3 — шатун поводы; 4 — передник;

5 — элеватор зерновой; 6 — пальцевая решетка; 7 — домолачивающее устройство;8 — терочная поверхность; 9 – домолачивающий барабан;

10 — элеватор колосков; 11 и 22 — верхние решета; 12 — удлинитель верхнего решета; 13 – продольные жалюзи; 14 и 23 — нижние решета; 15 — скатная доска; 16 — колосовой шнек; 17 — зерновой шнек; 18 — рассекатели; 19 — вентилятор; 21 — дополнительная транспортная доска; 24 — дополнительное решето

Основные регулировки. Зазор между жалюзями верхнего и нижнего решет в пределах 0-17 мм, регулируют рычажным механизмом, между жалюзями удлинителя, в пределах 0-20 мм — рычагом, а между продольными жалюзями — перемещением фиксатора. Угол наклона удлинителя устанавливают перемещением его в одно из двух положений. Частоту вращения ротора вентилятора регулируют вариатором в пределах 355-916 об/мин.

Читайте так же:
Инструменты для регулировки клапанов на классике

С целью интенсификации очистки мелкого вороха на зарубежных конструкциях комбайнов устанавливают дополнительную транспортную доску 21 или дополнительное третье решето между транспортной доской и верхним решетом зерноочистки. На некоторых очистках дополнительное третье решето закрепляют в задней части транспортной доски. Кроме того, в зерноочистительных системах комбайнов нашли применение более мощные турбинные вентиляторы и увеличенная площадь их решет до 6 м2 (рис.16-17).

Система очистки на комбайнах «John Deere WTS»

Рис.16.Система очистки на комбайнах «John Deere WTS». Диаметр вентилятора увеличен с 450-и мм на 500 мм

Очистка комбайна LEXION 570 Jet Stream

Рис.17. Новая очистка комбайна LEXION 570 Jet Stream с 6-поточной турбиной в корпусе 1420 мм

Зерноуборочный комбайн

Зерноубо́рочный комба́йн — сложная зерноуборочная машина (жнея-молотилка), выполняющая последовательно непрерывным потоком и одновременно: срезание зерновой культуры, подачу её к молотильному аппарату, обмолот зерна из колосьев, отделение его от вороха и прочих примесей, транспортировку чистого зерна в бункер и механическую выгрузку из него.

Одна из важнейших сельскохозяйственных машин, способная выполнять сразу несколько различных операций. Например, зерноуборочный комбайн срезает колосья, выбивает из колосков зёрна и очищает зёрна струёй воздуха. Сложная машина выполняет функции трёх простых — жатки, молотилки и веялки.

К зерноуборочным комбайнам выпускаются дополнительные приспособления, позволяющие собирать разные сельскохозяйственные культуры.

Содержание

История комбайна и комбайностроения [ править | править код ]

В 1826 году в Шотландии изобретатель преподобный Патрик Белл [en] разработал — но не запатентовал — жатвенную машину, в которой использовался принцип ножниц для срезания растений; этот принцип используется и сегодня. Машину Белла толкали лошади [1] . Несколько машин Белла были доступны в Соединенных Штатах. В 1834 году в США Хайрам Мур построил и запатентовал первый зерноуборочный комбайн, который мог жать, молотить и обмолачивать зерно [1] . Ранние версии комбайнов тянули упряжки лошадей, мулов или волов [1] . В 1835 году Мур построил полномасштабный вариант длиной 5,2 м (17 футов) и шириной среза 4,57 м (15 футов); в 1839 году одной машиной за один раз было собрано более 20 га (50 акров) урожая [1] [2] . Этот комбайн тянули 20 лошадей, которыми полностью управляли рабочие. К 1860 году на американских фермах использовались комбайны с шириной жатки в несколько метров [1] .

В 1868 году Андрей Романович Власенко [3] построил комбайн в Российской империи.

Построенный в 1875 году в Калифорнии комбайн конструкции D. С. Peterson, нашёл себе значительно большее применение, чем комбайны других изобретателей.

В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм (в том числе Holt   (англ.) русск. ), которые выпускали комбайны для продажи. Комбайны этого типа хотя и были очень близки в основном по принципиальной схеме к современным машинам, но резко отличались от последних своим оформлением. Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, главным образом, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 — от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов и их вес иногда доходил до 15 т.

В конце 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США работало около 600 комбайнов калифорнийского типа. В начале 1890-х годов с целью замены живой тяги механической в качестве двигательной силы начали применять паровые самоходы, от которых в дальнейшем перешли к тягачам-тракторам с двигателем внутреннего сгорания.

Первый комбайн фирмы Holt с 36-футовым (11 м) режущим аппаратом в комплекте со 120-сильным паровым самоходом с отдельным вспомогательным паровым двигателем на раме комбайна был выпущен в 1905 году. В 1907 году той же фирмой Holt на комбайн был установлен двигатель внутреннего сгорания.

Применение в последующие годы более надежных материалов, совершенных механизмов и лёгких бензиновых двигателей с большим числом оборотов значительно снизило вес комбайна, уменьшило их стоимость и сделало их более доступными для применения в сельском хозяйстве. Однако, эта совершенная машина, несмотря на её громадные преимущества, стала достоянием только крупных хозяйств США, массе же мелких фермеров приобретение и применение комбайнов было недоступно.

Читайте так же:
Регулировка фар фиат панда

Только с 1926 года началось относительно широкое внедрение комбайнов в сельскохозяйственном производстве США. Развитие зернового хозяйства США и высокие цены на хлеб при дороговизне рабочих рук в сельском хозяйстве влияли как на развитие производства комбайнов, так и на их внедрение.

Тем не менее расцвет комбайностроения в США продолжался всего несколько лет. В это время в США лишь 14—15 % фермерских хозяйств использовали комбайны. Фермерами Канады в 1928 году было куплено 3657 комбайнов. В 1929 году — 3295, в 1930—1614, а в 1931 — всего 178. Мировой экономический кризис очень сильно сказался на экспорте пшеницы и на производстве комбайнов.

Производство комбайнов, доходившее в 1929 до 37 тыс. в год, упало в 1933 до 300 шт.; многие фирмы совершенно прекратили выпуск комбайнов. Попытки внедрения комбайнов в мелкие фермерские хозяйства — главным образом, за счет выпуска небольших комбайнов с шириной захвата до 1,5 м — вызвали лишь незначительный рост производства комбайнов.

По данным на 1930 в США насчитывалось 60 803 комбайнов, а к 1936 их число увеличилось до 70 тыс. В 1930 комбайнизацией было охвачено менее 1 % фермерских хозяйств США. Ещё меньше комбайнов в других странах: так, к 1936 в Канаде их было всего 10 500, в Аргентине — 24 800. В европейских странах число комбайнов было незначительно.

Комбайны в СССР и России [ править | править код ]

В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt   (англ.) русск. в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, дал относительно хорошие показатели работы. Но применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл — в 1914 году началась Первая мировая война.

Вновь к комбайну возвращаются уже в СССР. В связи с организацией крупного товарного производства в зерновых совхозах СССР в период с 1929 по 1931 организует массовый импорт комбайнов из США. Первые американские комбайны в совхозе «Гигант» блестяще выдержали испытания.

Одновременно с импортом развертывается собственное производство. В начале 1930 года первенец советского комбайностроения завод «Коммунар» в Запорожье выпустил первые 10 советских комбайнов Коммунар, к концу года общее число произведенных комбайнов достигло 347. С 1931 года начал выпуск комбайнов Ростовский завод имени Сталина «Ростсельмаш» (комбайн «Сталинец»), в 1932 году приступил к производству завод им. Шеболдаева в Саратове (СКЗ — «Саркомбайн», затем Саратовский авиационный завод), которые были однотипны и работали по одному принципу, в то же время у «Сталинца» был больший рабочий захват (6,1 м) и некоторые конструктивные отличия. На «Коммунар» и «СКЗ» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ, приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-НАТИ, мощностю 28 л. с. На «Сталинец» устанавливался керосиновый двигатель тракторов СТЗ и ХТЗ мощностью 30 л. с. Передвижение по полю осуществлялось с помощью тракторов СТЗ, ХТЗ и «Сталинец» Челябинского тракторного завода. С тракторами «Сталинец» ЧТЗ комбайны работали по 2 в сцепке.

Все они были не приспособлены для уборки влажного хлеба, в связи с этим в 1936 году Люберецкий завод имени Ухтомского приступил к выпуску северного комбайна конструкции советских изобретателей Ю. Я. Анвельта и М. И. Григорьева — СКАГ-5А (северный комбайн Анвельта—Григорьева 5-й модели), который был приспособлен для уборки влажного хлеба на небольших площадях.

Производство комбайнов в СССР и наличие в МТС и совхозах

ГодыПроизводствоМТССовхозах НКСХ
1930347
1931354871741
1932100101096343
19338578224411886
193482891053113434
1935201691520715522
1936425452986129900
1937440006768333740

Благодаря собственному производству уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. В уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек, даже несмотря на многочисленные ограничения в работе и наличие конструктивных недостатков.

Читайте так же:
Регулировка рулевой рейки понтиак вайб

После Великой Отечественной войны в СССР были произведены крупные научные исследования, существенно обогатившие теорию зерноуборочного комбайна. В частности была детально исследована роль отбойного битера и соломотряса в процессе сепарации зерна, что позволило существенно повысить эффективность работы указанных узлов. Были произведены исследования аэродинамических свойств грубого вороха, что позволило существенно улучшить эффективность очистки зерна. На основании указанных достижений в 60-е годы были разработаны проекты высокопроизводительных (для тех лет) комбайнов типов СК-5 и СК-6.

Первыми самоходными зерноуборочными комбайнами в СССР были С-4, выпуск которых начался в 1947 году. В 1956 году появились самоходные комбайны СК-3, в 1962 году — СК-4, а в 1969 году — СКД-5 «Сибиряк» [5] .

С 1970 года заводом «Ростсельмаш» выпускается комбайн СК-5 «Нива», а Таганрогским комбайновым заводом комбайн СК-6-II «Колос».

Устройство зерноуборочного комбайна [ править | править код ]

Файл:Schüttler Matador.webm

Воспроизвести медиафайл

Стебли, срезанные режущим аппаратом (2) с помощью мотовила (1) направляются на платформу жатки, где шнек (3) транспортирует срезанную хлебную массу к центру жатки и пальцами, которые имеются в центральной части, проталкивает в наклонную камеру (4), где имеется транспортёр, подающий стебли в приёмную камеру молотилки. В корпусе комбайна перед молотильным барабаном (6) имеется камнеуловитель (5), в который из хлебной массы выпадают камни. Молотильный барабан производит обмолот колосьев, вымолоченное зерно, полова и мелкие примеси просыпаются сквозь деку (7) на транспортирующую решётку (9). Солома и оставшиеся в ней невымолоченные колосья выбрасывается на клавиши соломотряса (8), где за счёт вибрации и возвратно-поступательного движения клавиш, а также их специальной конструкции происходит отделение зерна от соломы которое просыпается на решето (11) (грохот). Вентилятором (10) под решето подаётся воздух для очистки зерна от лёгких примесей, более тяжёлые примеси отделяются за счёт вибрации решета. Солома по соломотрясу поступает в измельчитель (17) или копнитель (на схеме отсутствует, устанавливается вместо измельчителя). Также солома может выкладываться за комбайном в валок без измельчения для последующего её сбора с помощью пресс-подборщиков. Очищенное зерно ссыпается в камеру зернового шнека (15) который подаёт зерно в бункер (16). Недомолоченные колосья по решетке поступают на поддон, по которому они ссыпаются в колосовой шнек (13), возвращающий колосья в молотильный барабан [5] .

Существуют также так называемые роторные комбайны. В них в отличие от классического комбайна вместо молотильного барабана, отбойного битера и соломотряса установлен продольный ротор. Данное решение позволяет увеличить производительность и уменьшить потери зерна, однако требует более мощного двигателя и хуже работает при большой влажности. Наиболее рационально использовать роторные комбайны на полях с большой урожайностью [6] .

Наряду с традиционной жаткой, содержащей режущий аппарат, зерноуборочные комбайны могут быть агрегатированы жатками очёсывающего типа. Это позволяет существенно увеличить производительность комбайна при уборке колосовых и метёлочных зерновых культур при определённых условиях [7] .

Зерновой комбайн модифицируется для работы в различных условиях и под уборку определённых видов зерна. Адаптация может производиться за счет применения специальных насадок либо выпуском отдельной модели. Для работы на почвах повышенной влажности, в частности, при уборке риса, на комбайне вместо колёсного применяется гусеничный тип шасси. Для повышения производительности, снижения потерь зерна, а также при работе с труднообмолачиваемыми или легкоповреждаемыми культурами, применяются двойные молотильные аппараты, в том числе с различными типами первой и второй молотилок. Основной тип двигателя, применяемый на комбайнах, — дизельный, который обеспечивает как движение, так и работу внутренних систем. Управление рабочими органами осуществляется с помощью гидравлической системы [5] .

Современные комбайны наряду с функцией обмолота зерновых культур, обладают прочной конструкцией, выравнивающей системой для склонов, большой вместимостью бункера для зерна, скоростной разгрузкой и лучшей производительностью. К особенностям современных комбайнов относят повышенный уровень комфорта для пилота-комбайнера: цветной монитор в кабине с возможностью коммуникации с отдельными системами комбайна, управление интенсивной каскадной очисткой, контроль над возвратом, измельчением и широким разбрасыванием соломы и половы несколькими режимами, управление точной подачей топлива, низкий уровень шума в кабине, мощная система охлаждения, полный обзор поля за счёт прозрачных стенок кабины, а также высокоточный датчик урожайности, датчик влажности, создание карт урожайности на основе дифференциальной глобальной системы позиционирования (DGPS), программное обеспечение для настольных систем и услуги по его поддержке, лазерная система SmartSteer™ ведения комбайна на «автопилоте», параллельный проход от ряда к ряду с точностью до 1-2 см, решения для интегрированной системы управления (датчики и регуляторы) [8] .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector