Установка пожарной сигнализации в вагоне. Назначение пожарной сигнализации. Требования к установке точечных дымовых пожарных извещателей
Установка пожарной сигнализации в вагоне. Назначение пожарной сигнализации. Требования к установке точечных дымовых пожарных извещателей
Эффективность тушения пожаров, снижение потерь от них во многом зависят от современного обнаружения очагов возгорания, локализации и тушения. Поэтому в данном дипломном проекте этому вопросу уделяется большое внимание.
План расположения пожарных ивещателей в вагоне и последовательность проверки работоспособности ППКТ АС – 501 приведены в графической части (Лист 8)
Прибор приемно – контрольный пожарный транспортный АС – 501 197.00.000 (в дальнейшем ППКП – Т) предназначен для раннего автоматического обнаружения признаков пожара в помещениях пассажирских или специализированных железнодорожных вагонов. Ручные системы пожарной сигнализации включаются человеком, а автоматические срабатывают в автоматическом режиме.
Установки автоматической пожарной сигнализации включают следующие основные элементы: пожарные извещатели (датчики, которые включаются в соответствующую сеть), линейную часть и приемно-контрольную аппаратуру. Такие установки срабатывают от воздействия определенных факторов пожара (температуры, дыма, излучения пламени и т.д.). Если установки пожарной сигнализации предназначены для управления автоматическими установками пожаротушения, системами дымоудаления и оповещения о пожарах, то каждый объект должен контролировать не менее чем двумя автоматическими пожарными извещателями. Пожарные извещатели обычно устанавливаются на потолке помещения. В зависимости от параметра, на который реагируют извещатели, они делятся на тепловые (реагируют на изменение температуры на контролируемом объекте); дымовые(реагируют на появление дыма); пламени(срабатывают от появления открытого пламени) и комбинированные.
В тексте принять следующие сокращения:
– ППКП – Т – прибор приемно – контрольный пожарный транспортный;
– ОСЗ – оповещатель свето – звуковой;
– АСПТ ПУ – автоматизированная система пожаротушения пульта управления электрооборудованием вагона;
– ШС – шлейф сигнализации;
ППКП – Т обеспечивает:
– автоматический выход в дежурный режим при подаче напряжения от бортовой сети вагона;
– непрерывный опрос состояния пожарных извещателей (дежурное или тревожное) по всем ШС;
– приём сигналов тревоги от срабатывающих при пожаре пожарных извещателей с включением звукового сигнализатора (прерывистое звучание), единичного индикатора свечения «ПОЖАР», единичных индикаторов красного свечения, указывающих на помещение вагона, где возник пожар и выносного светозвукового оповещателя ОЗС – 4;
– трансляцию через срабатывающую релейную контактную пару сигнала на выключение АСПТ ПУ при срабатывании пожарных извещателей пульта управления оборудованием вагона с одновременным включением единичного индикатора свечения «АСПТ». Сигнал на включение АСПТ – ПУ транслируется только при срабатывания дымовых и тепловых извещателей расположенных в зонах пульта управления электрооборудованием вагона, т.е. при появлении в зоне задымления и температуры, зафиксированных двумя извещателями;
– непрерывный контроль целостности и исправности ШС с пожарными извещателями (ОБРЫВ, КЗ) с включением, при неисправностях, звукового сигнализатора (прерывистое звучание), единичных индикаторов желтого свечения «ОБРЫВ», «КЗ», и единичных индикаторов указывающих на помещения вагона с которым нарушены линии связи;
– трансляцию через сработавшие релейные контактные пары сигналов «Готов», «Пожар», «Неисправность», «АСПТ» на центральный пульт и поездные системы;
– автоматический приоритетный переход в режим выдачи сигнала «Пожар» из режима «Неисправность» ШС при срабатывании пожарных извещателей по исправным линиям связи;
Неисправности пожарных извещателей в отдельных ШС или переход отдельных ШС в режим выдачи сигнала «Пожар», при срабатывании пожарного извещателя, не нарушают работоспособности оставшихся ШС и не влияют на правильную регистрацию событий.
ПКП – Т позволяет:
– отключать выдачу звуковых сигналов кнопкой «ОТКЛ ЗВУКА» на лицевой панели по ШС, находящемуся в режиме выдачи сигналов неисправности «К3»или «ОБРЫВ» (без выключения световых сигналов) и автоматически возобновлять звуковые сигналы при переходе в режим неисправность другого ШС;
– автоматически переходить в дежурный режим из режима «Неисправность» после устранения неисправности;
– переходить в дежурный режим из режима «Пожар» после трехкратного нажатия кнопки «ГОТОВ» на лицевой панели.
При полном контроле работоспособности ППКП – Т дополнительно проверяется срабатывание пожарных извешателей путем задымления их или от переносного источника тепла.
На лицевой панели кроме кнопок «ГОТОВ», «ОТКЛ ЗВУКА», «ТЕСТ» и звукового сигнализатора, расположен индикатор зеленого свечения «ГОТОВ» включенного состояния ППКП – Т световое табло с мнемосхемой расположения помщений вагона, индикаторы красного свечения «ПОЖАР», «АСПТ», индикаторы желтого свечения «КЗ», «ОБРЫВ», «ППКП» (контроль питания).
За лицевой панелью ППКП – Т открывающейся с помощью специального ключа расположен переключатель, с помощью которого к ППКП – Т коммутируются (включаются) ШС с пожарными извещателями. На каждом дымовом пожарном извещателе имеется индикатор красного свечения, включаемый при выдаче извещателем сигнала «Пожар».
В каждом колпаке предназначенных для установки пожарных извещателей. имеются механические защелки, предотвращающие несанкционированный съём извещателей.
В таблице 6.1 приведены значения площади, контролируемой дымовыми пожарными извещателями, а также расстояния, которые необходимо учитывать при размещении автоматических пожарных извещателей, в таблице 6.2 – для тепловых пожарных извещателей.
Таблица 6.1 – Требования к установке точечных дымовых пожарных извещателей
Автоматическая установка пожарной сигнализации АУПС
Крупные промышленные или гражданские объекты обязаны заботиться о безопасности людей и имущества, находящихся на их территории. Следует понимать, что в случае пожара одних только огнетушителей может не хватить, если огнем охвачена большая площадь.
Часто очаг возгорания находится в глубине объекта или недосягаем для пожарных лестниц, что увеличивает время, необходимое для ликвидации пожара, и уменьшает шансы людей, присутствующих в здании, на благополучный исход.
На сегодняшний день на первый план выходят автоматические установки пожарной сигнализации (АУПС), которые предупреждают о возгорании в здании и запускают системы автоматического пожаротушения.
Принцип и алгоритм работы АУПС
Современные системы сигнализации – это комплексное, высокотехнологичное решение в обеспечении пожарной безопасности объектов. Несмотря на то что АУПС не участвует непосредственно в процессе тушения пожара, в ее функциях – предупредить людей о пожаре и создать условия для их безопасной эвакуации.
Последовательность действий сигнализации следующий:
- Выявить очаг пожара или задымления.
- Уведомить дежурного сотрудника и объявить общую тревогу в здании.
- Принять меры для безопасной эвакуации людей.
- Запустить систему пожаротушения в случае обнаружения открытого огня.
На разных по назначению и размерам объектах устанавливается конкретный тип АУПС – от простейшей звуковой сигнализации до организации глобальных решений: зонирования территории объекта с обустройством отдельных сигнальных систем для каждого блока, и других.
Из чего состоит автоматическая установка пожарной сигнализации
Хотя АУПС проектируется индивидуально для каждого объекта, в составе системы неизменно присутствуют следующие компоненты:
- Приемно-контрольный пункт или ППК. Центральный элемент любой системы сигнализации, который принимает сигналы от датчиков, фиксирующих факторы пожара, и на основании полученной информации координирует дальнейшую работу АУПС.
- Пульт диспетчерский – настенная панель, которая наглядно отображает работу датчиков. Это устройство также позволяет дистанционно управлять системой тушения пожара.
- Пожарные извещатели (ПИ). Их роль – в улавливании факторов пожара, формировании тревожного сигнала и передаче его на ППК. В зависимости от вида распознаваемого события ПИ бывают:
- дымовыми;
- тепловыми;
- пламени;
- комбинированными.
- Устройства-оповещатели. Формируют сигнал определенного типа:
- речевой;
- световой;
- звуковой;
- комбинированный, –
для информирования людей о пожаре.
- Дополнительный источник питания. Обеспечивает работу системы при отключении централизованного энергоснабжения. Переход с основного питания на автономное происходит автоматически.
- Кабеля или шлейфы пожарной сигнализации (ШПС), объединяющие АУПС в одно целое.
На объектах, где согласно проекту целесообразен монтаж беспроводной АУПС, дополнительно устанавливают маршрутизаторы (роутеры) и ретрансляторы (репитеры, служат для усиления сигнала роутера в труднодоступных и отдаленных участках).
Виды АУПС
Поскольку все объекты, где требуется установить сигнализацию, различаются по назначению, размерам, пожароопасности, количеству присутствующих людей и другим параметрам, то и АУПС для них будет неодинакова.
Различают 3 основных вида установок пожарной сигнализации:
Структура пороговой, неадресной сигнализации – радиальная, т. е. шлейфы с извещателями расходятся от ПКП по кругу.
Используется обычно на небольших по площади и малопожароопасных объектах, например, в жилых домах, так как система не может точно определять место расположения сработавшего извещателя.
Топология расположения системы – кольцевая.
Используется на объектах общего назначения с однотипными помещениями, такими, как:
- Пороговая пожарная сигнализация. Самая простая на сегодня в исполнении АУПС. Приемно-контрольным прибором определяется величина силы тока в шлейфе, на основании чего возможно распознавание всего двух событий: пожара или нормы. Также настраивают режимы «внимание» и «неисправность» для того, чтобы получать служебные сообщения о ложном срабатывании извещателя или его выходе из строя.
- Адресно-пороговая АУПС. Основное отличие такой системы от предыдущей – возможность определять точное местоположение сработавшего извещателя. Соответственно, каждый ПИ подключен к ППК при помощи индивидуального кабеля, и может указывать на такие свои состояния, как: норма, пожар, внимание, неисправность, запыленность (требуется обслуживание), обрыв, тест, отключен, снят с охраны, на охране. Приемный прибор циклически производит проверки состояния всех извещателей.
- офисы;
- торговые центры;
- медицинские учреждения;
- образовательные организации.
- Адресно-аналоговая система. Наиболее прогрессивный на сегодняшний день вид АУПС. В этой системе решение о пожаре принимает не ПИ, а ППК. Таким образом, приемно-контрольная панель имеет более сложное строение, одновременно выполняя ряд важнейших функций:
- беспрерывный опрос ПИ;
- анализ получаемых данных;
- сравнение информации с заданными пороговыми значениями;
- принятие решения о состоянии на объекте.
Конфигурация системы может быть кольцевой. При этом даже в случае обрыва линии, она распадется на 2 независимых шлейфа, и полностью сохранит свою работоспособность.
В адресно-аналоговых АУПС значительно снижен процент ложных запусков системы. Еще одно преимущество – возможность точного определения места очага возгорания.
Обустройство такой системы обоснованно на крупных объектах, комплексах, включающих несколько зданий:
- торгово-развлекательные комплексы;
- промышленные объекты;
- бизнес-центры;
- гостиничные комплексы;
- уникальные здания и сооружения.
Преимущества адресно-аналоговых АУПС
На основании адресно-аналоговых систем возможно построить максимально эффективные и функциональные АУПС даже на самых сложных объектах. Для этого используют мультикритериальные пожарные извещатели, способные реагировать сразу на несколько факторов пожара: дым, газ, тепло. Это позволяет обнаружить возгорание на самых ранних стадиях и побороть пожар с минимальными потерями.
Использование качественных комбинированных ПИ – это минимизация количества ложных срабатываний системы, поскольку датчик не реагирует на иные, кроме пожара, помеховые факторы – пар, пыль, аэрозоли, табачный или театральный дым.
Современные адресно-аналоговые системы имеют и еще одно преимущество – они способны осуществлять долгосрочный мониторинг параметров. За длительный период времени АУПС запоминает средний уровень значений, на основании чего система сама в дальнейшем компенсирует отклонения граничной точки, возникающие из-за изменений внешних условий.
Особенности монтажа и необходимость технического обслуживания АУПС
Прежде, чем устанавливать извещатели и другие компоненты АУПС, всю систему необходимо спроектировать. В этом помогут инженеры специализированных компаний, имеющих лицензию на проведение подобных работ и опыт в их осуществлении.
При монтаже АУПС необходимо учитывать ее связь с другими системами, коммуникациями и электрооборудованием в здании – лифты, вентиляция, СОУЭ, контроль доступа, пожаротушение, охранная сигнализация и другие.
Что касается ТО пожарной сигнализации, работы в этом направлении обязательно необходимы для поддержания работоспособности системы, содержания ее в исправном состоянии и обеспечении необходимого уровня безопасности объекта.
СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Система автоматической пожарной сигнализации предназначается для обнаружения источника возгорания и оперативного реагирования на это событие.
В соответствии с заданным алгоритмом она осуществляет сбор и обработку данных по ключевым параметрам и выводит тревожное оповещение о пожаре на пост охраны (в центральную диспетчерскую), а также формирует оповещение о эвакуации.
- датчики (извещатели) – чувствительные детекторы, определяющие возможное возгорание за счет анализа факторов внешней среды (задымление, температура и т п.);
- приемно-контрольный прибор – устройство, собирающие и обрабатывающие поступающую с детекторов информацию;
- звуковые и световые оповещатели (сирены, табло, лампы).
Кроме того, в автоматических системах могут использоваться устройства централизованного контроля и управления. Для небольших объектов они представляют собой простую панель управления, с которой задается ограниченное количество команд.
Более крупные по масштабу системы пожарной сигнализации могут управляться с ПК, на котором установлено специально программное обеспечение. Как правило, это относится к охранно-пожарным системам, где компьютер выполняет функции хранилища данных и обработки статистической информации.
ИЗВЕЩАТЕЛИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
- принципом обнаружения;
- способом передачи сигнала на приемно-контрольное устройство;
- типом отслеживания контролируемого параметра (пороговые, дифференциальные или комбинированные).
Активные извещатели осуществляют контроль параметров излученного ими инфракрасного луча и имеют в своем составе излучатель и приемник.
ПРИЕМНО-КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Главные различия оборудования этого типа состоят в его информационной емкости, то есть количестве шлейфов, которые могут быть подключены к прибору. Также, контрольные панели различаются по способу оповещения. Они могут активировать устройства тревожного извещения или контролировать ход эвакуации и управлять другими системами.
Периферийные исполнительные устройства.
- пульт удаленного управления – с него осуществляется локальное управление пожарной сигнализацией на удаленном участке;
- устройство контроля и изоляции КЗ – применяется в шлейфах охранной сигнализации имеющих кольцевое строение для обеспечения работоспособности системы в случае короткого замыкания в одном из периферийных устройств;
- релейные модули – расширяют функциональные возможности автоматического управления приборами с контрольной панели;
- звуковые/световые оповещатели – используются для оповещения персонала об экстренной ситуации на объекте.
ВИДЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
- пороговая;
- адресно-опросная;
- адресно-аналоговая.
Как правило, используется в небольших системах пожарной сигнализации, для контроля объектов со средней и слабой пожарной опасностью, в том числе для большинства жилых объектов. Основным отличием является использование пожарных извещателей с порогом срабатывания, установленным на заводе-изготовителе.
Структура пороговой пожарной сигнализации чаще всего имеет радиальную топологию расположение шлейфов. То есть от ПКП расходятся шлейфы, к которым подключены пожарные детекторы. При срабатывании хотя бы одного из них активируется сигнал тревоги всего шлейфа.
- доступная цена оборудования;
- простота установки и настройки.
- обнаружение пожара на поздних стадиях;
- отсутствие контроля работоспособности извещателей;
- низкая информативность;
- большой объем работ по монтажу кабельной структуры.
Адресно-опросная.
Главным отличием адресно-опросной пожарной сигнализации от пороговой является алгоритм связи ПКП с пожарными извещателями. В данном случае устройство контроля не ожидает сигнала смены режима детектора, а периодически осуществляет опрос его текущего состояния.
Такой принцип работы позволяет получить данные о работоспособности датчиков, а также расширяет список информационных уведомлений с одного до четырех: «Норма», «Пожар», «Обрыв», «Неисправность».
Архитектура построения сети пожарной сигнализации кольцевая. Данный тип автоматической пожарной сигнализации широко используется для контроля однотипных помещений общего назначения: офисы, магазины, медицинские и учебные учреждения.
- контроль работоспособности датчиков;
- высокая информативность;
Адресно-аналоговая система.
На данный момент это наиболее оптимальный вариант построения пожарной сигнализации. Основным отличием от предыдущих типов является то, что анализ информации и принятие решений о переходе в тревожный режим осуществляет не пожарный извещатель, а контрольная панель (ПКП).
Сам приемно-контрольный прибор является значительно более сложным устройством, так как осуществляет целый ряд функций: непрерывный опрос докторов, анализ полученной информации, сопоставление данных с граничными значениями, внесенными в его память, принятие окончательного решения на основе консолидированных данных детекторов нескольких типов.
Таким образом, не только значительно снижается процент ложных срабатываний, но появляется возможность определить местонахождение и время потенциального очага возгорания на ранних стадиях по результату совокупности нескольких факторов, каждый из которых не смог бы вызвать срабатывание системы.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ — СОСТАВ СИСТЕМЫ
- запуск системы оповещения и эвакуации;
- максимально точную локализацию места возгорания;
- управление другими инженерно-техническими системами по определенному алгоритму.
Информирование персонала и посетителей, находящихся в помещении о возникновении чрезвычайной ситуации связанной с пожаром. Система оповещения, в зависимости от ее принципа действия, может быть световой, свето-звуковой или речевой. Выбор конкретного типа системы оповещения зависит от характеристик сооружения: этажности здания, площади помещений, высоты потолков.
Это закладывается на этапе проектирования пожарной сигнализации здания в соответствии с требованиями нормативной документации. Система оповещения должна включать маркировку основных путей эвакуации, в том числе и таблички «Выход» выполненные с подсветкой, чтобы дверной проем, ведущий из здания, можно было опознать даже в задымленном помещении.
Разблокировка дверей.
При наличии в здании системы контроля управления доступом (СКУД) пожарная сигнализация должна сформировать сигнал об отключении турникетов, дверей и других устройств, блокирующих проходы.
Если в здании имеется лифтовое хозяйство, то от ПКП пожарной сигнализации направляется команда на принудительную отправку всех листов на первый этаж, открытие дверей и деактивацию устройства.
Активация системы автоматического пожаротушения и дымоудаления.
В зависимости от специфики использования здания система пожаротушения, установленная в нём, может иметь газовое, порошковое, водное или водопенное наполнение. Выбор конкретного огнетушащего средства также как и размещение модулей пожаротушения зависит от имущества находящегося в помещении и нормативов пожарной безопасности.
Работа системы дымоудаления заключается в выведении дыма, тепла и других продуктов горения за пределы сооружения. В процессе пожара должна быть перекрыта подача воздуха через систему вентиляции. Кроме того должна быть реализована функция препятствования распространению дыма на основных путях эвакуации.
© 2014-2021 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер, могут выражать мнение автора и не подлежат использованию в качестве руководящих и нормативных документов.
Назначение и устройство установки пожарной сигнализации УПС. Принцип действия УПС
Установка пожарной сигнализации (УПС) предназначена для раннего обнаружения признаков пожара, сигнализации о пожаре и месте его возникновения.
На отечественных пассажирских вагонах устанавливают отечественные установки пожарной сигнализации: УПС-Т (транспортная) и УПС-ТМ (транспортная модернизированная).
В состав УПС-ТМ входят:
1. Пожарный приемо-контрольный прибор (ППКП).
2. Комбинированные пожарные извещатели.
3. Тепловой пожарный извещатель.
4. Установка газового пожаротушения (УГП).
Основной узел УПС – ППКП (установлен в служебном отделении) – служит для подачи оптических (световых) и акустических (звуковых) сигналов о возникновении пожара в вагоне с указанием помещения где это произошло, для проведения самодиагностики УПС, подачи в провода между ППКП и датчиками напряжения 24В, постоянного контроля за состоянием датчиков и подачи сигналов об их неисправности, подачи сигнала о готовности УПС к работе, исключения ложных сигналов о возникновении пожара.
Комбинированный (дымо-тепловой оптический) пожарный извещатель (датчик) реагирует на задымление и быстрый рост температуры окружающей среды. Комбинированные извещатели устанавливаются на кронштейнах за потолком всех пассажирских купе (по 1 шт.), в купе проводников (1 шт.), служебном купе (1 шт.), над пультом управления за выгородкой (2 шт.), в большом коридоре (2 шт.). В зону датчиков дым и тепло из помещений попадают через жалюзи потолка и декоративную решетку. Извещатели, установленные в зоне пульта, реагируют на дым от возникшего в пульте управления пожара.
Тепловой пожарный извещатель установлен в котельном отделении и реагирует на скорость повышения температуры (8-10 0 С/мин и должен срабатывать при пороговой температуре 70 ±5 0 С.
Пульт управления оборудован УГП, предназначенной для объемного тушения пожара в пультах управления пассажирских вагонах. Установка обеспечивает работу как в автоматическом режиме по сигналу «Пожар» от УПС-ТМ при срабатывании двух пожарных извещателей над пультом управления, так и в ручном режиме с блока управления пожаротушением, установленном на пульте, или с поста дистанционного пуска, установленного в купе проводников. Установка состоит из 4-х генераторов, размещенных в нижней зоне пульта управления. Необходимая для тушения пожара в пульте управления аэрозольная смесь обеспечивается двумя одновременно работающими генераторами, два других генератора – резервные и запускаются в случае необходимости в случае повторного возгорания.
В случае возникновения пожара, концентрация продуктов горения превышают пороговые уровни, электрические сигналы передаются на ППКП. Система пожаротушения сблокирована с системой защиты электрооборудования. При ее срабатывании одновременно размыкается цепь возбуждения генератора и отключаются электрические потребители вагона за исключением аварийного освещения.
На ППКП расположены светодиоды (2 шт. красного цвета – планировка вагона и «Пожар», желтого цвета – «Неисправность» и зеленого цвета – готовности УПС к работе) и кнопки (отключения звукового сигнала, имитации неисправностей линий пожарных извещателей, «Тест»).
В процессе эксплуатации УПС-ТМ может находиться в одном из трех режимов:
1. Дежурный режим – в этот режим установка выходит автоматически, одновременно с включением электрооборудования вагона. При этом кратковременно (до 18 с) включаются звуковые сигналы тревоги «Неисправность», «Пожар» и все светодиоды. После проведения самодиагностики, остается гореть только один светодиод зеленого цвета.
2. Режим «Пожар» — в этом режиме выдаются два вида звуковых и световых сигналов тревоги:
— при задымлении или повышении температуры включается прерывистый звуковой сигнал тревоги, красный светодиод, указывающий на помещение вагона где обнаружены признаки пожара и два красных светодиода в зоне табло «Пожар»;
— при задымлении и повышении температуры (явный признак пожара) звуковой сигнал тревоги переключается в режим повышенной частоты, а индикатор помещения вагона переходит с постоянного свечения на мигающее.
3. Режим «Неисправность» — в этом режиме включается непрерывный сигнал тревоги и светодиоды желтого свечения вида неисправности (короткое замыкание, «обрыв», ППКП) и индикатор красного цвета, указывающий на помещение вагона в котором произошла неисправность.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .