1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Сервисное обслуживание системы смазки ЗИЛ-130

Система смазки двигателя ЗИЛ-130 смешанная: масло подается под давлением и разбрызгиванием (рис. 14). Охлаждается масло в радиаторе. Масляный насос — двухсекционный, шестеренный.

Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор.

Рис. 14. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-130

а — общая схема смазывания; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — масляный насос; 2 — канал для подвода масла от насоса к фильтру; 3 — маслораспределительная камера; 4 — указатель давления масла; 5 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 6 — центробежный фильтр очистки масла; 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор, смазываемый разбрызгиванием; 9 — левый магистральный канал; 10 — трубка подвода масла для смазывания компрессора; 11 — трубка для слива масла из компрессора; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — полости для центробежной очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый магистральный канал; 15 — маслоприемник; 16 — трубка подвода масла в масляный радиатор; 17 — кран выключения масляного радиатора; 18 — канал в стойке коромысла клапана; 19 — полая ось коромысла, 20 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра

Редукционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса ЗИЛ-130, отрегулирован на давление 320 кПа (3,2 кгс/см2), не менее, и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую.

Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120 кПа (1,2 кгс/см2).

Рис. 15. Фильтр очистки масла двигателя ЗИЛ-130

1 — жиклер; 2 — прокладка; 3 — ротор; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — колпак ротора; 6 — сетчатый фильтр; 7 — вставка; 8 — колпак фильтра; 9 — ось; 10 — кольцо вставки; 11—стопорное кольцо; 12 — прокладка гайки; 13 — шайба гайки; 14 и 15 — гайки; 16 — гайка—барашек; 17 — упорная шайба; 18 — трубка оси; 19 — упорное кольцо шарикоподшипника; 20 — упорный подшипник; 21 — основание фильтра; 22 — перепускной клапан

Фильтр очистки масла системы смазки ЗИЛ-130 (рис. 15) — центробежный, с реактивным приводом (центрифуга), включен в смазочную систему последовательно.

Корпус 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1.

Правильность вращения центрифуги проверяется на слух. После остановки двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться 2—3 мин, при этом слышен своеобразный звук.

Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса,на которых они откладываются, в результате чего образуется плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке центрифуги, одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Для очистки центрифуги ЗИЛ-130 надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20—30 мин. Затем рекомендуется выполнить следующее:

— отвернуть гайку 15 и снять кожух 8;

— вывернуть пробку в корпусе 21 и вставить в отверстие стержень, удерживающий корпус от вращения;

— отвернуть гайку 14 крышки ключом для завертывания свечей, снять крышку 5 корпуса вместе с гайкой 14;

— снять вставку 7 центрифуги и сетчатый фильтр 6;

— очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их, при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр;

— очистить от грязи прокладку 2 кожуха.

Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недопустимо, так как приводит к течи масла. Сборку проводить в обратной последовательности.

Сетчатый фильтр ЗИЛ-130 установить, как показано на рис. 15, отцентрировав его по буртику корпуса 3 центрифуги. Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вращается от руки центрифуга.

Гайку 15 крепления кожуха следует затягивать усилием, не превышающим усилия руки. Запрещается отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников.

Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 16 на оси, снять шайбы и корпус 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка.

При снятии корпуса с оси нужно предотвратить выпадение упорного кольца 19
шарикоподшипника в корпус фильтра.

При засорении втулок следует промыть их в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров 1 прочищать их нужно таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие.

Установку корпуса 3 на ось 9 проводят в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки проверяют вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух.

Читайте так же:
Как регулировать сцепление ямз 236

Рис. 16. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130

1 — воздушный фильтр; 2 — маслоуловитель; 3 — клапан; 4 — стакан пружины; 5 — пружина; 6 — шарик клапана; 7 — штуцер

Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через специальный клапан 3 (рис. 16), сообщающийся е внутренней полостью двигателя.

При работе двигателя ЗИЛ-130 о прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается вверх и уменьшает площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе снижается, и клапан опускается вниз, открывая проходное сечение.

Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов.

Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр объединенный с маслозаливной горловиной. Очищать и промывать этот фильтр надо при смене масла в двигателе.

Масляный радиатор ЗИЛ-130 — воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя.

Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.

Проверка уровня масла в картере двигателя проводится по указателю, на котором нанесены три метки: «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно».

Метка «Полно» показывает нормальный уровень масла в картере двигателя ЗИЛ-130, прогретого до рабочей температуры.

Уровень масла в картере нужно проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.

Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин пока стечет масло, вынуть и обтереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, определить уровень.

Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуатация автомобиля запрещается, и необходимо долить масло до метки «Полно».

При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя превышает метку «Полно».

Поэтому при проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен быть не выше прямоугольной метки.

Превышение нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается! Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.

Ремонт масляного насоса ЗИЛ-130

Масляный насос двигателя ЗИЛ-130 — двухсекционный, шестеренчатого типа. Верхняя секция насоса подает масло в масляную магистраль, а нижняя перекачивает масло через масляный радиатор.

Надежность и долговечность автомобильного двигателя в значительной степени зависят от работы системы смазки, которая выполняет ряд таких ответственных функций, как подача масла в достаточном количестве к трущимся поверхностям, восстановление в определенных пределах первоначальных свойств масла, охлаждение масла.

Масло, подаваемое к трущимся поверхностям, уменьшает трение, отводит тепло, выделяющееся при движении трущихся поверхностей и очищает эти поверхности от продуктов износа.

Кроме того, наличие масла в важнейших сопряжениях цилиндро-поршневой группы ЗИЛ-130 обеспечивает необходимое гидравлическое уплотнение цилиндра, препятствуя тем самым прорыву газов в картер.

Одним из важнейших параметров системы смазки двигателя является производительность масляного насоса, которая характеризуется количеством масла, проходящим через систему в единицу времени.

Производительность масляного насоса ЗИЛ-130 выбирают обычно с большим запасом, что необходимо для поддержания постоянного давления масла по мере увеличения зазоров в коренных и шатунных подшипниках.

Кроме того, этот запас производительности нужен для того, чтобы покрыть утечки масла внутри насоса через зазоры между шестернями и корпусом, которые возрастают по мере увеличения износов деталей во время эксплуатации.

Тем не менее в технических условиях на контроль и сортировку деталей двигателей различных марок не приводятся размеры деталей насосов (диаметр окружности выступов ведущей и ведомой шестерен, диаметр и глубина плоскостей под эти шестерни в корпусе насоса и др.), от которых зависят величины радиального и торцового зазоров.

В большей степени на производительность масляного насоса ЗИЛ-130 оказывает влияние увеличение радиального зазора.

При этом увеличение торцового зазора до 0,15-0,2 мм, а радиального до 0,10-0,12 мм не вызывает существенного уменьшения к. п. д. насоса, особенно на больших оборотах.

Во время эксплуатации двигателя по мере уменьшения сопротивления прохождению масла в системе смазки двигателя вследствие увеличения зазоров в подшипниках и других сопряжениях производительность насоса растет и количество масла, проходящего через систему смазки, увеличивается. Этим обеспечивается постоянство давления в системе смазки.

Чем меньше начальный запас производительности, тем быстрее наступает момент, когда этот запас будет исчерпан. Дальнейшее уменьшение сопротивления системы смазки приводит к резкому падению давления.

Такой случай часто встречается в практике капитального ремонта двигателей ЗИЛ-130. Из-за увеличения зазоров в подшипниках коленчатого и распределительного валов исправный насос при постановке на двигатель не развивает необходимого давления.

Читайте так же:
Как отрегулировать свет фар на лансер 10 фотоотчет

На ремонтных предприятиях в таких случаях прибегают к растягиванию пружины редукционного клапана, чтобы сместить точку открытия редукционного клапана в сторону большего давления.

Внешне все обстоит благополучно, а по существу такая регулировка вредна, так как значительно уменьшается или сводится на нет запас производительности, что неизбежно приводит к резкому падению давления в начале эксплуатации такого двигателя.

Долговечность масляного насоса больше, чем долговечность двигателя ЗИЛ-130. Поэтому при поступлении двигателей в ремонт нет необходимости полностью разбирать насосы, а достаточно провести контрольное вскрытие, чистку редукционного клапана и проверку параметров насоса на испытательном стенде и после испытания решить вопрос о дальнейшем ремонте.

Увеличение производительности насоса, а значит, и давления в системе после установки насоса на двигатель за счет растягивания пружины редукционного клапана приводит к значительному уменьшению запаса производительности и поэтому недопустимо. В связи с этим необходимо проверять жесткость всех пружин редукционных клапанов.

Увеличение зазоров между шестернями и корпусом насоса вызывает уменьшение объемного к. п. д. насоса на всем диапазоне оборотов. Несмотря на износ зубьев, шестерни можно повторно использовать, перевернув их так, чтобы зацепление осуществлялось неизношенной стороной.

При сколах на корпусе верхней секции масляного насоса ЗИЛ-130, проходящих через отверстия болтов крепления и захватывающих не более половины длины отверстия, корпус устанавливают и закрепляют в тисках и обрабатывают края дефектного участка под углом 45°.

После механической обработки корпус верхней секции медленно нагревают в электрической печи до температуры 600—650° С. Резьбовое отверстие М8 и дефектный участок фланца наплавляют.

Закрепив корпус на столе сверлильного станка, по кондуктору сверлят во фланце отверстие 0 6,7 мм напроход, снимают фаску 1,5Х45° и нарезают резьбу М8. При повреждении до двух ниток резьбу М8 кл. 2 исправляют метчиком.

При износе отверстия вала корпус верхней секции масляного насоса закрепляют в приспособлении. Отверстие диаметром 15 мм рассверливают до диаметра 18,8 мм напроход сверлом, закрепленным в патроне с качающейся оправкой, а затем развертывают.

Установив корпус верхней секции масляного насоса ЗИЛ-130 в специальную подставку, запрессовывают втулку, а затем деталь поворачивают хвостовиком вверх и запрессовывают вторую втулку заподлицо с основным металлом.

Корпус верхней секции с запрессованным хвостовиком устанавливают и закрепляют в приспособление, подрезают выступающий конец хвостовика с плоскостью.

Затем протачивают наверху «как чисто» стыки двух диаметров, развертывают отверстия. Изношенное отверстие вала масляного насоса восстанавливают гильзовкой. Следы износа на верхней и нижней плоскостях крышки масляного насоса устраняют шлифованием плоскостей «как чисто».

Параллельность плоскостей проверяют индикаторным приспособлением. Допустимая непараллельность плоскостей крышки масляного насоса равна 0,03 мм на длине 50 мм. Глубину разгрузочной канавки на верхней и нижней плоскостях крышки восстанавливают фрезерованием.

Масляный насос зил 131 регулировка

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

  • Автокран КС-45721

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Система смазки двигателя ЗИЛ-131

Смазочная система двигателя ЗИЛ-131 — комбинированная. Схема смазывания показана на рис. 17. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного вала привода распределителя
зажигания и валика масляного насоса и к толкателям.

К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Рис. 17. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-131

Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос. Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра. Очищенное в фильтре масло попадает в распределительную камеру задней перегородки блока.

Из распределительной камеры масло поступает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем к подшипникам распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам.

В теле шатуна просверлено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Лишнее масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.

Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазывания компрессора. В средней шейке распредвала ЗИЛ-131 предусмотрены две винтовые канавки, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз при каждом обороте
распределительного вала) масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока.

Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда через отверстия в стенке оси подается к втулкам коромысел.

Читайте так же:
Регулировка рулевой рейки в автосервисе

Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, предусмотренный в коротком плече коромысла, подается для смазывания сферических опор штанг, а также клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым оно поступает самотеком. Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Масляный насос ЗИЛ-131 — двухсекционный, шестеренный. Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центробежный фильтр, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегулирован на давление 320—400 кПа (3,2—4 кгс/см2) и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую.

Нижняя секция масляного насоса подает масло в масляный радиатор. Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120—150 кПа (1,2—1,5 кгс/см).

Фильтр очистки масла (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом, включен в смазочную систему последовательно.

Ротор 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из ротора через два сопла 21, Правильность вращения ротора проверяют на слух. При остановке двигателя исправный ротор продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.

Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 ротора, на которых они откладываются, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке фильтра, проводимой одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Для очистки фильтра надо остановить двигатель и дать стечь маслу. Для этого требуется 20—30 мин. Снятие крышки 5 ротора до полного опорожнения фильтра приведет к вытеканию масла на двигатель.

Очищать масляный фильтр ЗИЛ-131 надо в такой последовательности:

— Отвернуть гайку-барашек и снять крышку 8.

— Отвернуть пробку 26 и вставить в отверстие стержень диаметром 8 мм и длиной не менее 100 мм, удерживающий ротор от вращения.

— Отвернуть гайку 11 и снять крышку 5 вместе с гайкой 11.

— Снять вставку 7 и сетчатый фильтр 6.

— Очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их. При разрывах и засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, следует сменить сетчатый фильтр.

— Очистить от грязи прокладку 2.

Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца крышки недопустимо, так как это приводит к течи масла.

Сборку надо проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 18, сцентрировав его на буртике ротора 3. Перед установкой крышки необходимо проверить легкость вращения ротора. Усилие затяжки гайки-барашка не должно превышать усилия руки.

Запрещается отвертывать гайку 13 на оси ротора и снимать ротор с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников скольжения ротора.

Рис. 18. Центробежный фильтр очистки масла ЗИЛ-131

Только в случае неудовлетворительного вращения ротора 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 13 на оси, снять шайбы, снять ротор 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка. При снятии ротора с оси необходимо принять меры против выпадания упорного кольца шарикового подшипника в корпус фильтра.

При засорении втулок надо промыть их в бензине или керосине. В случае засорения сопел их прочистку следует вести таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие.

Устанавливать ротор 3 на ось 9 следует в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки необходимо проверить вращение ротора на прогретом двигателе на слух.

Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через специальный клапан (рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя.

При работе двигателя ЗИЛ-131 с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан преодолевает сопротивление пружины и перемещается в корпусе, уменьшая площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, попадающих в картер мотора.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, и клапан под действием пружины опускается вниз, открывая проходное сечение полностью.

Перед клапаном на выходе из внутренней полости двс картерные газы проходят через специальный уловитель, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр, объединенный с маслозаливиой горловиной. Очищать и промывать фильтр необходимо каждый раз при смене масла в двигателе

Для отключения системы вентиляции при преодолении брода установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.

Масляный радиатор — из оребренной алюминиевой трубки воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен. Отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже О °С.

Рис. 19. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-131

Указатель уровня масла в картере двигателя имеет три метки: «Долей», «Полно» и метку в виде прямоугольника (рис. 20). Метка «Полно» соответствует нормальному уровню масла в картере, прогретого до рабочей температуры через 2—3 мин после останова.

Читайте так же:
Как отрегулировать иглу ускорительного насоса карбюратора к 151

Уровень масла в картере надо проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.

Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин, пока стечет масло, вынуть и протереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуатация автомобиля
запрещается и следует долить масло до метки «Полно».

При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и из каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя выше метки «Полно» и в полностью заправленном двигателе
устанавливается в пределах прямоугольной метки на указателе.

При проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен быть до прямоугольной метки, Превышение нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается. Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.

Масляный насос и масляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130

Масляный насос служит для принудительной подачи масла к наиболее нагруженным деталям двигателя, а также к приборам его очистки и охлаждения.

Масляные насосы какого типа применяются на автомобильных двигателях?

На автомобильных двигателях применяются масляные насосы шестеренного типа, одно- и двухсекционные. Их устанавливают в поддоне картера (автомобили ГАЗ-24 «Волга», КамАЗ-5320) или снаружи на картере (автомобили ГАЗ-53А, ЗИЛ-130). Независимо от места расположения насоса его всасывающая полость обязательно соединяется трубопроводом с маслозаборником, погруженным в масло или (реже) плавающим на поверхности масла.

Как устроен и работает масляный насос двигателя автомобиля ЗИЛ-130?

Двухсекционный масляный насос двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.37, а) имеет корпус, состоящий из трех частей – верхней 15 (рис.37, б) для подачи масла в главную масляную магистраль, нижней 1, подающей масло в масляный радиатор, и средней 18, в которой расположен редукционный клапан. Он состоит из плунжера 5 с пружиной 6, закрываемого резьбовой пробкой 7, и служит для предохранения ее от разрыва при чрезмерном повышении давления (пуск холодного двигателя). Когда давление превысит 0,32 МПа, клапан открывается и перепускает масло из нагнетательной полости насоса во впускную. Части корпуса соединяются между собой болтами 25 с шайбами 24 через уплотнительные прокладки 16 и 19 и направляющие штифты 4. Между корпусом насоса и картером также устанавливается уплотнительная прокладка 14. В корпусе монтируется вал 12 с центрирующей втулкой 11. Он приводится во вращение от распределительного вала двигателя. На валу с помощью шпонок 10 и стопорных колец 13 закреплены прямозубые шестерни 17 (верхней) и 20, (нижней) секций. С этими шестернями находятся в постоянном зацеплении ведомые шестерни 8 и 3, свободно установленные на осях 9 и 2. В корпусе нижней секции установлен перепускной шариковый клапан 23, нагруженный пружиной 22 и закрываемый резьбовой пробкой 21. Он автоматически отключает поступление масла в масляный фильтр, когда его давление ниже 0,12 МПа, с тем, чтобы все масло поступало на смазку деталей двигателя.

Масляный насос двигателя автомобиля ЗИЛ-130

Рис.37. Масляный насос двигателя автомобиля ЗИЛ-130:
а – насос в собранном виде; б – детали насоса; в – работа насоса; г – маслоприемник.

Работает насос так. При вращении вала 12 вращаются ведущие шестерни 17 и 20 (рис.37, в), которые приводят во вращение ведомые шестерни 8 и 3, поэтому в корпусе насоса создается разряжение, а в поддоне картера с помощью вентиляции картера все время поддерживается атмосферное давление. Благодаря этому создается разность давлений. Масло, проходя через сетчатый фильтр 27 (рис.37, г) маслозаборника 26, очищается от грубых частиц и по трубке 29 подводится во впускную полость насоса, где захватывается прямозубыми шестернями, подается в главную масляную магистраль (верхней секцией) и в масляный радиатор (нижней секцией). Трубка 29 крепится к картеру через уплотнительную прокладку 30 с тем, чтобы исключить подсасывание воздуха. Сетка 27 удерживается в корпусе 26 пружиной 28. Однако между корпусом и сеткой имеется в верхней части небольшая щель, через которую может проходить масло; преодолевая упругость пружины 28 в случае засорения сетки 27 с тем, чтобы пусть даже неочищенное, оно поступало в насос и на смазку деталей двигателя. После разборки, чистки или регулировки насоса его перед установкой на двигатель необходимо заполнить маслом.

Как устроен и работает масляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130?

Масляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.38) состоит из двух бачков 1, соединенных между собой латунными или алюминиевыми трубками 4, к которым припаяны поперечные пластины для увеличения площади охлаждения. Радиатор установлен в кронштейны 3 и с помощью болтов 2 крепится на раме автомобиля перед радиатором системы охлаждения. Работает радиатор так. Масло из двигателя поступает через открытый кран 6 по трубопроводу 5 в масляный радиатор, где проходит по трубкам и отдает им тепло. Охлажденное масло по маслопроводу 8 и трубке 7 сливается в поддон картера двигателя.

Читайте так же:
Двигатель ямз 236 регулировка и порядок работы

Масляный насос зил 131 регулировка

Система смазки двигателя ЗИЛ-131

Эта система-—комбинированного типа, заправочная емкость— 9,5 л. Ома включает маслозаливной патрубок, картер (поддон), насос с маслоприемником, фильтр, радиатор, магистрали и трубопроводы, контрольные приборы. По устройству аналогична системе смазки двигателя ЗМЗ -66, но имеет некоторые особенности. У масляного картера спереди сделано углубление для сбора масла и отверствие с пробкой для слива.

Масляный насос двухсекционный, шестеренчатый, приводится во вращение от шестерни на распределительном валу. Крепится насос в задней части двигателя с правой стороны. Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки двигателя, а нижняя — через специальный кран в радиатор.

Редукционный клапан верхней секции установлен в разделительной проставке и отрегулирован на давление 3,2 кгс/см2. Перепускной клапан нижней секции отрегулирован на давление 1,2 кгс/см2.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Масляный фильтр очистки масла двигателя ЗИЛ -131 по устройству такой же, как и двигателя ЗМЗ -66, и отличается наличием перепускного шарикового клапана, предназначенного для перепуска масла, минуя фильтр при значительном износе подшипников коленчатого вала двигателя.

Кран включения масляного радиатора ввернут в корпус нижней секции масляного насоса. Для контроля за уровнем масла с левой стороны двигателя установлен указатель уровня, на котором нанесены три метки: «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно». При длительной стоянке автомобиля до пуска двигателя уровень масла должен быть в пределах прямоугольной метки. Давление в системе смазки контролируется контрольной лампой и по манометру.

Работа системы смазки заключается в следующем. Верхняя секция масляного насоса подает масло через канал в задней перегородке блока в фильтр. Очищенное масло попадает в распределительную камеру, имеющуюся в задней перегородке блока, откуда оно поступает в два продольных магистральных канала- Из левого канала подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам и упорному фланцу распределительного вала. По каналам в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. В теле шатуна имеется отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Через два радиальных отверстия в шейке среднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке цилиндров, головках блока, стойках, осях коромысел периодически подается к втулкам коромысел, а по отверстиям в коромыслах — к верхним наконечникам штанг. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Рис. 1. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ -130:
1 — масляный картер; 2 — маслоириемннк; 3 — кран включения масляного радиатора; 4 — масляный насос; 5 — маслораспределительная камера; 6—фильтр очистки масла (центрифуга); 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор; 9, 14 — левый и правый магистральные каналы; 10, 11 — трубки подачи и слива масла из компрессора; 12— масляный радиатор; 13 — полости шатунных шеек (ловушки) для центробежной очистки масла

Рис. 2. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ -131:
1 — воздушный фильтр вентиляции картера и маслозаливная горловина; 2 — маслоуловитель; 3 — клапан вентиляции; 4— штуцер.; 5 — корпус клапана

Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора, а из него по трубопроводу стекает в картер. В радиатор масло подается нижней секцией насоса через кран. Давление в системе должно быть 2—4 кгс/см2.

Вентиляция картера принудительная и осуществляется за счет отсоса газов из картера через клапан. Клапан предназначен для регулирования количества газов в зависимости от режима работы двигателя. Система вентиляции картера действует следующим образом. При работе двигателя на холостом ходу клапан вентиляции вследствие большого разрежения во впускном трубопроводе приподнимается, и площадь проходного сечения штуцера уменьшается — во впускной трубопровод отсасывается небольшое количество газов. С увеличением открытия дроссельных заслонок карбюратора при работе двигателя под нагрузкой разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, клапан под действием собственного веса опускается, и площадь проходного сечения между ним и штуцером увеличивается, что соответствует проходу большего объема газов, прорывающихся в картер двигателя. Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через специальный маслоуловитель, предотвращающий попадание масла вместе с газами в камеру сгорания. Свежий воздух поступает в картер через фильтр, установленный на маслозаливном патрубке. Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector