1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем и как обслуживать пожарную сигнализацию

Зачем и как обслуживать пожарную сигнализацию?

Система пожарной сигнализации (СПС) требует строгого соблюдения правил эксплуатации, в том числе проведения обязательного технического обслуживания (ТО). При несрабатывании пожарной сигнализации могут пострадать люди, а при ложном срабатывании и последующей активации систем пожаротушения может быть нанесен ущерб имуществу защищаемого объекта. Статистика свидетельствует, что основными причинами отказов или ложных срабатываний в СПС и СОУЭ являются несвоевременное обслуживание или нарушение условий эксплуатации.

Нормативные требования

Далеко не все руководители организаций могут правильно ответить на вопросы, зачем и как обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию (АПС). Поэтому важно знать и понимать некоторые аспекты этой проблемной темы. Проведение регулярного технического обслуживания (ТО) необходимо в силу требований нормативных документов. В соответствии со статьей 61 Постановления Правительства РФ №390 от 25.04.2012 г. «О противопожарном режиме» собственник объекта или руководитель организации обеспечивает исправное состояние АПС и организует ежеквартальную проверку ее работоспособности. Для решения этих задач статьей 63 вменяется проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (ТО) в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей.

Для тех, кто игнорирует данные требования, предусмотрена ответственность за неисполнение требований пожарной безопасности, в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Эту ответственность несут:

  • собственники имущества;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

В зависимости от характера нарушений и его последствий (материальный ущерб, ущерб здоровью или гибель людей), эти лица могут быть привлечены к следующим видам ответственности: дисциплинарной (замечание, выговор, увольнение); административной (предупреждение, штраф, дисквалификация, приостановление деятельности); уголовной (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы). Это подтверждается практикой судебных разбирательств ряда пожаров, вызвавших широкий общественный резонанс.

Зачастую на объектах, где установлена и сдана в эксплуатацию новая система пожарной сигнализации, руководители пытаются сэкономить и не проводить техническое обслуживание АПС, полагаясь на наличие договорных гарантий на оборудование и качество монтажно-наладочных работ, предоставленных проектно-монтажной организацией. Однако такой подход противоречит не только Постановлению Правительства РФ №390, но и фактической необходимости проведения регламентных работ. Как всякая техническая противопожарная система, АПС должна постоянно находиться в исправном состоянии. Очевидно, что необслуживаемая АПС в какой-то момент времени придет в нерабочее состояние. Таким образом, все средства, потраченные на проектирование, монтаж и наладку данной системы, окажутся потраченными напрасно. Но главное, на объектах с присутствием людей, однозначно возникает увеличение угрозы их жизни в случае пожара. В обеспечении непрерывной работоспособности АПС и заключается главная задача ТО.

Обязательность проведения ТО должна быть зафиксирована в инструкции по эксплуатации АПС, которую разрабатывает компания-инсталлятор и на договорных условиях передает заказчику в составе эксплуатационной документации. Данный документ является обязательным, кроме него на объекте должна быть:

  • проектная документация,
  • паспорт АПС,
  • акт приемки в эксплуатацию; паспорта и копии сертификатов на технические средства, подлежащее обязательной сертификации или декларированию,
  • перечень регламентных работ по ТО,
  • график ТО,
  • журнал учета работ по ТО,
  • журнал учета неисправностей,
  • протокол проведения комплексных испытаний,
  • договор с обслуживающей организацией на работы по ТО,
  • должностные инструкции лица, ответственного за эксплуатацию противопожарных систем.

Кроме этого, при наличии дежурного персонала, должны быть должностные инструкции, инструкция о порядке действий при пожаре, график дежурств.

В период выполнения работ по техническому обслуживанию, связанных с отключением элементов АПС, руководитель организации обязан принять необходимые компенсационные меры по защите объектов от пожаров (инструктаж сотрудников, постоянное присутствие дежурных и пр.).

Читайте так же:
Огнетушители установки пожаротушения и пожарной сигнализации

Проведение ТО АПС можно поручить только организации, имеющей соответствующую лицензию. Это определено Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

План-график и регламентные работы

Проведение ТО АПС — мероприятие, оформляемое в виде годового плана-графика, прилагаемого к договору между организацией, эксплуатирующей АПС и обслуживающей организацией. Годовой план-график регламентных работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации включает в себя:

1. Перечень регламентных работ для каждого месяца.
2. Состав каждого вида регламентных работ (технологические карты).

Периодичность регламентных работ по ТО АПС описана в Методических рекомендациях, выпущенных в 1999 году ВНИИПО МВД России «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля». Однако в данных рекомендациях, по понятным причинам, не описаны технологические карты для каждого вида регламентных работ, т.к. они зависят от специфики оборудования заводов-производителей. Найти информацию для составления технологических карт можно в эксплуатационной документации производителей (паспортах, руководствах по эксплуатации). Однако нужно понимать различие между техническим обслуживанием отдельных устройств и их обслуживанием в составе системы пожарной сигнализации. Нельзя пренебрегать взаимосвязью устройств в АПС, или ее связями с другими противопожарными системами. В противном случае, тестовая проверка дымовых пожарных извещателей может, например, закончиться автоматическим запуском системы оповещения или пожаротушения. Таким образом, технологические карты для регламентных работ технического обслуживания пожарной сигнализации должны индивидуально разрабатываться для каждого объекта. Квалифицированно выполнить эту работу может проектная или обслуживающая организация на основе проектной (или исполнительной) документации на АПС, и документации заводов-производителей элементов АПС.

Внеплановое ТО

Внеплановое ТО проводится в случаях:

  • ложного срабатывания автоматики, или после устранения неисправности элемента (для зоны с ложным срабатыванием или заменой элемента),
  • получения сообщения о запыленности адресного дымового пожарного извещателя.

Как правило, работы внепланового ТО представляют собой часть регламентных работ техобслуживания, проводимого по плану-графику.

Проверка работоспособности

Регламентные работы должны обеспечивать достаточный объем операций для ежеквартальной проверки работоспособности АПС, оговоренный в Постановлении Правительства РФ №390. В нее входят:

1. Проверка основного и резервного источников питания.
2. Контроль технических средств автоматики в дежурном режиме и режиме диагностики.
3. Проверка работоспособности пожарных извещателей.

Акт проверки работоспособности составляется в свободной форме на основании проведенных работ по ТО и подписывается представителями объекта и обслуживающей организации.

Обслуживание адресных систем

В зависимости от типа АПС, порядок ее обслуживания может иметь принципиальные различия. Существует два основных типа автоматической пожарной сигнализации: неадресная и адресная. В неадресной АПС, как правило, применяются пороговые дымовые извещатели. Это простые приборы, формирующие сигнал о пожаре в случае превышения заданного уровня задымления в дымовой камере. Дымовая камера — конструктивный элемент, подверженный воздействию окружающей среды, и поэтому она со временем запыляется, особенно быстро в производственных помещениях. Чем больше уровень запыленности камеры, тем больше вероятность ложного срабатывания прибора. Поэтому данный тип извещателей требует обязательной периодической чистки от пыли и других отложений на стенках дымовой камеры. К сожалению, для данного типа извещателей невозможно измерить ни уровень запыленности, ни результат профилактической чистки. Поэтому традиционно периодичность чистки составляет 1 месяц, или определяется опытным путем, по наличию ложных срабатываний. Таким образом, имеется высокая вероятность ложных срабатываний из-за загрязнения извещателя, особенно в начале эксплуатации.

В адресной АПС применяются дымовые извещатели, способные формировать предупреждение о своей запыленности. Это позволяет для данного типа АПС перейти от обслуживания по планово-предупредительной схеме к обслуживанию «по заявке». Получателем предварительного сигнала о необходимости обслуживания целесообразно сразу выбрать обслуживающую организацию, параллельно протоколируя информацию в журнале событий АПС.

При организации технического обслуживания системы пожарной сигнализации не следует пренебрегать документированием. Основным документом, который требует регулярного заполнения, является «Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию АПС». Он заполняется обслуживающей организацией, визируется представителем объекта и хранится на объекте. Современные системы пожарной сигнализации поддерживают электронный журнал событий, в котором могут быть зафиксированы процедуры технического обслуживания. Данная опция полезна для контроля ТО со стороны ответственных представителей объекта.

Оценка стоимости работ

Сметный расчет стоимости работ по техническому обслуживанию является важным приложением к договору между организацией, где эксплуатируются АПС, и обслуживающей организацией. В случае, если работы по ТО финансируются из бюджетных средств, сметный расчет является обязательным.

В сметных расчетах стоимости работ по ТО АПС используются два метода: базисно-индексный и ресурсный. При базисно-индексном расчете применяются базовые расценки в рублях, которые пересчитываются в текущие цены с применением коэффициентов пересчета. При ресурсном подходе оцениваются трудозатраты специалистов, которые затем пересчитываются в стоимость работ с учетом их тарифных ставок. Как правило, выбор метода расчета и нормативной базы для расчета производится организацией-заказчиком услуг по техническому обслуживанию.

В бюджетных организациях г. Москвы для сметного расчета технического обслуживания широко применяются Территориальные сметные нормативы ТСН 2001.14, в которых оценка произведена в базисных ценах по состоянию на 01.01.2000 г. Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов утверждает ежемесячный «Сборник коэффициентов пересчета в текущий уровень сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенной в нормах и ценах ТСН-2001».

При выборе нормативов в регионах следует учитывать содержание Письма Министерства регионального развития РФ от 6 апреля 2009 г. № 9737-СМ/08. В нем сказано: «Работы по техническому обслуживанию оборудования не относятся к работам, выполняемым при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте действующих предприятий, а также зданий и сооружений. Сметные нормативы по указанным работам не входят в имеющуюся сметно-нормативную базу по ценообразованию в строительстве. Сметная стоимость работ по текущему, капитальному ремонту, наладке и техническому обслуживанию оборудования на действующих предприятиях определяется по ведомственным или региональным нормативным документам (прейскурантам) на данные виды работ. В случае отсутствия в ведомственных или региональных нормативных документах отдельных видов работ допускается использовать технологически близкие сметные нормативы на пусконаладочные работы, введенные в действие Госстроем России и применяемые при строительстве новых, реконструкции и капитальном ремонте действующих предприятий, а также зданий и сооружений».

Одним из ведомственных нормативов является ПРЕЙСКУРАНТ № 2661 001-92. «Система технического обслуживания и ремонта технических средств и систем пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной, и охранно-пожарной сигнализации», разработанный МГО «Защита» и использующий базовые расценки 1992 года. Для пересчета стоимости работ в текущие цены применяются поквартальные коэффициенты пересчета, которые предоставляют по запросу Региональные центры по ценообразованию в строительстве.

Ведомственным нормативным документом, опирающимся на ресурсный метод расчета, является РТМ 25.488-82. «Установки пожаротушения автоматические и установки пожарной, охранно-пожарной сигнализации, нормативы численности персонала, занимающегося техническим обслуживанием и текущим ремонтом». В нем произведено нормирование обслуживания и текущего ремонта АПС и СОУЭ по численности персонала. Для расчета трудозатрат в человеко-часах расчетное количество электромонтеров умножается на среднемесячный ФОТ и на почасовую ставку. Затем с учетом накладных расходов обслуживающей организации, ее нормы прибыли и НДС производится окончательный расчет стоимости работ по ТО. Ресурсный метод может быть так же применен, если производитель привел в документации расчет норм времени для операций в технологических картах. Опираясь на эти сведения, можно получить наиболее точный расчет сметной стоимости ТО.

Методические пособия по ТО

В помощь руководителям организаций, где эксплуатируется АПС, и организациям, оказывающим услуги по техобслуживанию, в 2015 году было разработано Методическое пособие «Техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и СОУЭ 1 и 2 типа в ИСО «ОРИОН». В нем применительно к продукции компании «Болид» нашли подробное освещение вопросы, обозначенные в данной статье, а также дополнительные вопросы:

1. Как составить годовой план-график ТО?
2. Что входит в проверку работоспособности АПС?
3. Какая квалификация должна быть у обслуживающего персонала?
4. Как оформлять работы по ТО?
5. Как использовать действующие сметные нормативы для ТО АПС ИСО «Орион».

Ранее для установок газового, порошкового и аэрозольного пожаротушения было выпущено аналогичное методическое пособие: «Техническое обслуживание автоматических установок пожаротушения с прибором приемно-контрольным и управления «С2000-АСПТ».

Материалы двух пособий рассмотрены и согласованы ФГУП ВНИИПО МЧС России. В настоящее время это пока единственные документы подобного рода, инициативно разработанные производителем противопожарных систем.

Пожарная Безопасность в Алматы

На рынке Казахстана с 06 июня 2005 года, компания ТОО "ПОМ". Имеет лицензии на монтаж систем пожарной безопасности на территории Казахстана. Собственное производство первичных средств тушения огнетушителей по стандартам Казахстана с протоколом испытания на огнетушители класса A B C E.
Гарантия завода производителя на огнетушители 12 месяцев с даты покупки первичных средств тушения. Для предоставления услуг в сфере противопожарной безопасности в Республики Казахстан. Мы изучили стандарты РК и законы в сфере пожарной безопасности. После был создан завод по производству огнетушителей и центр обучения по установки и обслуживанию систем безопасности и норм правил пожарной безопасности на объектах в РК. Монтаж систем пожарной сигнализации производится в соответствии с требованиями законодательной власти РК.
В 2006 году для этого, была получена лицензия на занятие деятельностью по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств пожарной сигнализации и противопожарной автоматики на территории Республики Казахстан, Лицензия ГПС No 0001120, дата выдачи 03 мая 2006 г., в городе Астана. Также имеется Лицензия ГСЛ No 00732, дата выдачи 2 декабря 2005 года, в городе Алматы. На занятие видами работ (услуг) в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Государственная лицензия на занятие строительно-монтажных работ Выдана УГАСК 19 марта 2010 года, Номер лицензии ГСЛ No 04499 город Алматы.
ТОО "Главный Центр Безопасности РК", является многопрофильный центром противопожарной безопасности в Казахстане.
При центре функционирует испытательная пожарная лаборатория, имеющая в своём штате специалистов и экспертов в противопожарной сфере,
которые имеют всё необходимое оборудования для измерений и лабораторных заключений виде технического отчета или протокола испытаний, проводим испытания на качество
обработки огнезащитным составом деревянных, и металлических конструкций в Республики Казахстан.

Мы ставит перед собой основные задачи:
1. Предупреждать и Предотвращать чрезвычайные ситуации (пожары, аварии, предупреждать и информировать населения РК о ППБ)
2. Проводить профилактических лекций, а также инструктажей по ПТМ (Пожарно-технического минимума). Направленные для предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров.
3. Предоставляем консультации по правилам "ПБ" Противопожарной Безопасности на заводах и предприятиях, проводим аудит по ПБ на предприятиях.
4. Обучаем в пожарном центре и проводить оценку рисков пожара в организациях, проводим оснащения организаций всеми спасательными средствами спасения и первичными средствами тушения, и всем необходимым оборудованием, снаряжение для спасательных работ при ликвидации ЧС и пожара.
5. Для предотвращения ЧП. Мы предоставляем более 1200 наименований услуг и продукции, на которую имеется гарантия и качество подтвержденное сертификатами РК, СНГ, ISO и т.д.
6. Производим первичные средства пожаротушения: Огнетушители порошковые, поставляем Огнетушители углекислотные, Огнетушители Воздушно-пенные, Само срабатывающие огнетушители (ОСП) производства РФ.

Часто задаваемые вопросы

Нужна ли лицензия для проектирования, монтажа и обслуживания охранной и пожарной сигнализации?

Согласно Закону Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года за №202-V деятельность по проектированию внутренних систем слаботочных устройств (телефонизации, пожарно-охранной сигнализации), а также их наружных сетей входит в перечень разрешений первой категории (лицензий), приведенному в приложении 1 указанного закона.

Дополнительно сообщаем, что деятельность по монтажу и обслуживанию пожарной сигнализации не является лицензируемым видом деятельности, так как данные виды деятельности не предусмотрены Законом РК «О разрешениях и уведомлениях».

Необходимо ли на сегодняшний день согласовывать с ДЧС монтаж противопожарной автоматики?

Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года не предусмотрена приемка органами государственной противопожарной службы систем и установок пожарной автоматики в эксплуатацию. Приемка осуществляется представителями заказчика — председателем комиссии, генподрядчика, монтажной организации, пусконаладочной организации.

Представители государственной противопожарной службы осуществляют проверку соответствия монтажно-наладочных работ систем и установок пожарной автоматики требованиям нормативных документов на вновь построенных объектах в процессе приемочной и рабочей комиссий по приемке объекта в эксплуатацию, на существующих объектах при проверках, иных формах контроля и надзора.

Нужны ли лицензии для выполнения работ: -огнезащитная обработка деревянных конструкций зданий и сооружений!

Комитет по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан сообщает, что в соответствие Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года огнезащитная обработка металлических конструкций зданий и сооружений является не лицензируемым видом деятельности.

Вместе с тем, порядок приемки работ по огнезащитной обработке осуществляется в соответствии с требованиями национального стандарта Республики Казахстан СТ РК 615-2-2011 «Составы и вещества огнезащитные. Часть 2. Средства огнезащитные для стальных конструкций. Общие технические условия», согласно которого по завершению огнезащитных работ исполнитель (подрядчик) формирует комиссию и в ходе работы осуществляется проверка наличия нормативной и (или) технической документации на огнезащитное средство, состояния огнезащитного покрытия (наличие дефектов, повреждений, трещин и отслоений), соблюдения технологии нанесения огнезащитного средства, соблюдения иных требований, предусмотренных нормативной и (или) технической документацией на огнезащитное средство конкретного вида.

При этом, по завершению огнезащитных работ исполнитель (подрядчик) включает в комиссию представителей испытательной лаборатории, независимо от форм собственности, аккредитованной в государственной системе технического регулирования Республики Казахстан.

Лицензия на установку пожарной сигнализации казахстан

По оценкам специалистов, это совершенно новый документ, направленный на глубокое реформирование всей разрешительной системы страны. В частности, в нем отражены моменты, неурегулированные прежним законом «О лицензировании», но жизненно необходимые в условиях современных реалий. Ожидается, что новый закон существенно упростит работу отечественных предпринимателей и позволит привлечь дополнительные инвестиции в республику. Как отмечается, одним из плюсов принятого закона эксперты называют сокращение бюрократической волокиты: разрешений и уведомлений будет в разы меньше, да и госорганы больше не смогут самостоятельно издавать новые правила для предпринимательской сферы. Теперь, прежде чем включить новое разрешение или уведомление в соответствующий список, чиновникам потребуется получить одобрение межведомственной комиссии.

«Первоочередной задачей нового закона стало не столько сокращение количества разрешений, сколько создание системы, позволяющей регулярно отслеживать целесообразность действующих разрешений. Поэтому в Казахстане теперь постоянно будет проводиться анализ регуляторного воздействия. То есть каждое разрешение (включая лицензии) будет оцениваться госорганом с точки зрения того, выполнены ли задачи, для решения которых оно и было введено. И если задача полноценно не выполняется, то такое разрешение будет либо отменено, либо преобразовано в разрешение другой категории или класса, либо переведено в статус уведомления

Перечень уведомлений

Уведомление на проведение морских научных исследований

Уведомление о начале деятельности, связанной с оптовыми поставками нефтепродуктов

Уведомление о начале производства строительно-монтажных работ

Уведомление о начале осуществления деятельности по установке и обслуживанию тахографов

Уведомление о начале осуществления деятельности по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации

Уведомление о начале осуществления деятельности по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с пожарами в организациях и на объектах, на которых отсутствуют подразделения государственной противопожарной службы

Уведомление о начале действий по проведению специальных огневых эффектов на открытых площадках

Уведомление об изменении состоянии дорог и подъездов, находящихся на балансе предприятий

Уведомление о начале действий по отжигу травяной растительности

Информация по итогам размещения эмиссионных ценных бумаг

Уведомление об открытии филиала, представительства страховой организации и внесении изменений и (или) дополнений в положение о филиале, представительстве страховой организации

Уведомление об открытии филиала, представительстве банка второго уровня и внесении изменений и (или) дополнений в положение о филиале, представительстве банка второго уровня

Уведомление о выпуске депозитарных расписок или иных ценных бумаг, базовым активом которых являются эмиссионные ценные бумаги организаций-резидентов Республики Казахстан

Уведомление о намерении приобретения на вторичном рынке ценных бумаг тридцати или более процентов голосующих акций общества либо иного количества голосующих акций, в результате приобретения которого лицу самостоятельно или совместно с его аффилиированными лицами будет принадлежать тридцать или более процентов голосующих акций общества

Уведомление о начале деятельности по выпуску электронных денег

Уведомление об открытии интернет-ресурса в сети Интернет для предоставления электронных банковских услуг

Уведомление о начале или завершении выпуска платежных карточек

Уведомление о начале деятельности в области
племенного животноводства

Уведомление о начале деятельности семенного эксперта

Уведомление Апробатора – физическое лицо, уведомившее соответствующий местный исполнительный орган района, города областного значения, области, города республиканского значения и столицы о начале деятельности по проведению апробации сортовых посевов сельскохозяйственных растений;

Уведомление семенного эксперта – специалист лаборатории по экспертизе качества семян, уведомивший соответствующий местный исполнительный орган района, города областного значения, области, города республиканского значения и столицы о начале деятельности по проведению экспертизы сортовых и посевных качеств семян

Уведомление (Разрешение) о бурении поисковой, разведочной, эксплуатационной скважины или иной скважины на море (по решению МВК)

Уведомление (Письмо-согласование) о купле-продаже, передаче в аренду или доверительное управление объектов электроэнергетики и (или) его отдельных частей независимо от форм собственности (по решению МВК)

Уведомление (Свидетельство) о государственной регистрации залога машин (по решению МВК)

Уведомление (Свидетельство) о внесении зоологической коллекции в реестр (по решению МВК)

Уведомление (Решение) о применении специального налогового режима или об отказе в применении специального налогового режима (по решению МВК)

Уведомление (Свидетельство) о государственной регистрации залога машин (по решению МВК) (по решению МВК)

Уведомление (Лицензия) об осуществлении деятельности по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации юридическими лицами лома и отходов цветных и черных металлов (по решению МВК)

Уведомление (Лицензия) на туристскую операторскую деятельность (туроператорская деятельность) (по решению МВК)

Уведомление (Свидетельство) о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (по решению МВК)

Уведомление (Решение) о приостановлении представления налоговой отчетности или об отказе в приостановлении представления налоговой отчетности (по решению МВК)

Уведомление о внесении микрофинансовой организации в реестр микрофинансовых организаций

Уведомление о начале осуществления деятельности по производству геодезических работ

Уведомление о начале осуществления деятельности по производству картографических работ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector