0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как самостоятельно научить играть на баяне

Как самостоятельно научить играть на баяне

Прежде чем самостоятельно учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, Вам необходимо знать – это выполнимая задача, однако она потребует очень больших усилий.

Разумеется, перед тем, как начать исполнять какие-то произведения на баяне, необходимо понять, как устроен инструмент: по какому принципу располагаются клавиши, на что влияет растягивание и сжимание меха. Вам помогут сотни обучающих видео на Youtube, множество самоучителей и советы профессионалов.

Вот самые базовые рекомендации, которые мы можем дать начинающим баянистам.

Разминка

Каждое занятие обязательно должно начинаться с разминки суставов кистей и мышц рук. В Интернете есть множество различных упражнений для этих целей. Главное правило – не утомить и не перенапрячь руки, а только разогреть их для более плавной и мягкой игры.

Быстро сделать пальцы послушными можно с помощью самодельного тренажера – небольшой дощечки с вкрученными в нее кругляшками, имитирующими клавиатуру баяна. Тренируясь в свободное время, Вам удастся приучить кисти к нужным комбинациям и аккордам.

Посадка

Одним из главных залогов хорошей игры является правильное положение инструмента. Итак, мех баяна надо расположить посередине левой ноги, а правую ногу поставить так, чтобы она не находилась слишком близко и не мешала в процессе.

Стоит отметить, что посадка музыканта всегда является индивидуальной. Конечно, есть базовые правила, которые обязательно соблюдать. Но если Вы посмотрите в Интернете фрагменты выступлений профессиональных баянистов, то заметите, что они сидят не совсем по правилам.

Для полного контроля посадки первое время лучше тренироваться напротив зеркала. Если все сделано правильно, нажимать на клавиши Вам будет легко и удобно.

Наплечные ремни

Запомните сразу – надетые ремни являются необходимым условием хорошей игры на баяне. Главная их задача – удерживать инструмент в нужном положении. Отрегулировать ремни нужно так, чтобы баян не располагался к Вам слишком близко и не мешал, но и не болтался, соскальзывая на пол.

Положение пальцев

Важно изначально привыкнуть к правильному расположению кистей, ведь потом переучиться будет сложно. Как понять, что все делается верно? Если пальцы легко передвигаются по клавиатуре, в мышцах нет напряжения, все аккорды зажимаются верно – это признак того, что Вы справились с постановкой рук.

Постарайтесь как можно быстрее перестать подглядывать в клавиатуру и учитесь играть наощупь. Таким образом Вы сможете лучше сосредоточиться на музыке, не отвлекаясь на лишние детали.

Читайте так же:
Регулировка клапан впуска воды

Перерывы

Ваши занятия станут гораздо продуктивнее, если в процессе прерываться на отдых. Важно в такие моменты отвлечься от музыки и сосредоточить свое внимание на чем-то постороннем, а спустя несколько минут со свежей головой вернуться к обучению.

Не удивляйтесь, если поначалу Вам чисто физически будет тяжело музицировать. Баян – инструмент очень увесистый и к этому надо привыкнуть. Некоторые начинающие баянисты даже записываются для этого в спортзал. Если нет возможности идти в тренажерный зал, Вам помогут перерывы в занятиях, во время которых мышцы рук будут отдыхать и приходить в тонус.

Знакомство с творчеством профессионалов

Занимаясь любым видом деятельности, важно понимать, к какому уровню нужно стремиться, на кого ровняться и за кем следовать. Раз уж Вы решили научиться играть на баяне, наверняка ранее Вас вдохновила чья-то виртуозная игра на этом инструменте, правда? Чтобы мотивация к обучению не пропадала, надо постоянно интересоваться деятельностью своих «коллег» – прислушиваться, анализировать и пробовать повторить.

Любое творчество начинается с подражания. Не страшно, если поначалу Вы будете пытаться копировать чужой стиль. Пройдет немного времени, и Вы заметите, как привнесли в свою игру что-то индивидуальное, чего не встречали раньше у других музыкантов.

Импровизация

Учитесь не только воспроизводить понравившиеся чужие произведения, но и сочинять свои композиции. Только так Вы сможете действительно глубоко овладеть искусством игры на баяне, почувствовать музыку и добиться серьезных успехов.

Пробуйте придумывать мелодии на ходу, просто комбинируя уже знакомые аккорды. Если у Вас есть музыкальный слух и чувство ритма, импровизация быстро станет Вашим любимым занятием.

Пусть Вас не пугает мнение о том, что любому музыканту необходимо сначала изучить нотную грамоту. Если Вы хотите научиться играть для себя или своей компании, то совсем необязательно вникать в такие подробности. Достаточно понять, как ориентироваться в аппликатурных схемах и повторять изображенные на них комбинации.

Уделяя занятиям минимум 20 минут в день, уже через пару месяцев Вы увидите результаты проделанной работы. Желаем Вам упорства и терпения на пути к своей цели!

По вопросу приобретения гармоней, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71

Открытый урок преподавателя Мерзликина М.А.

Правильная посадка и постановка рук при обучении игре на баяне/аккордеоне очень важна. Вопрос посадки детей за музыкальным инструментом достаточно изучен. В каждом учебнике, самоучителе, школе игры она затрагивается. Посадку ребенка необходимо постоянно контролировать. В первые несколько лет обучения ребенок долго не может осознать важность «правильно сидеть», порой, просто отвлекается, горбится, забывает следить за ногами. В начальный период обучения приходится на занятии по 5, 10, а то и 15 раз напоминать ученику о том или ином правиле посадки, которое он перестаёт соблюдать.

Читайте так же:
Регулировка клапанов плм тохатсу

Особое внимание уделим вопросу о мышечном зажиме. Проблема мышечного зажима у музыканта – одна из актуальнейших тем. Основное знакомое всем правило – не зажимать мышцы. Но как правильно объяснить это ученику? Как заложить в нём именно умение контролировать свои мышечные ощущения? Этот вопрос неоднозначен.

1.Подготовка рабочего места к началу урока: стул, подставка для ног, пюпитр, нотные сборники, музыкальный инструмент – аккордеон ¾.

2..Посадка: сидеть на половине стула, спина прямая, плечи опущены, голова приподнята. Высота сидения должна быть немного выше уровня коленей ученика. Ноги опираются на всю ступню, расставлены, слегка выдвинуты вперед.

3.Постановка аккордеона: наличие широкого грифа правой клавиатуры у аккордеона заставляет держать инструмент на левом бедре со значительным смещением влево. Нижняя часть грифа правого полукорпуса упирается во внутреннюю сторону правого бедра, поэтому аккордеон получает небольшой наклон вправо, а также достигается устойчивость инструмента при игре на сжим.

4.Регулировка ремней: плечевые ремни регулируем таким образом, чтобы между корпусом аккордеона и грудью исполнителя оставалось небольшое пространство. Левый ремень делается короче правого. Левый боковой ремень регулируется таким образом, чтобы кисть руки, касаясь ремня и крышки левого полукорпуса, свободно двигалась вдоль клавиатуры.

5.Постановка правой руки: при постановке правой руки пальцы находятся в полусогнутом положении, большой палец и мизинец нельзя держать за пределами клавиатуры, поэтому нажимать белые клавиши нужно ближе к черным. Локоть немного приподнят и отведен в сторону. Локоть и кисть вместе составляют одну плавно закругленную линию. Нельзя выгибать запястье и касаться края грифа ладонью.

6.Постановка левой руки: кисть левой руки продевается под ремень, касаясь кончиками пальцев основного ряда басов, чуть разворачивается в сторону самого короткого пальца – мизинца, большой палец касается ребра левого полукорпуса.

7.Упр. для снятия мышечного напряжения кистей правой и левой рук нужно сделать: свободно опустить руки вдоль туловища – пальцы примут естественное округлое положение, затем поднять их на клавиатуру.

8. Гамма до мажор: исполнение гаммы правой и левой рукой различными штрихами , а так же разъяснение ученику про каждую часть руки при исполнении гаммы.

Читайте так же:
Источника питания с регулировкой ограничения тока

9. К.Черни Этюд: исполнение учеником при правильной постановке руки и правильной посадке

В чем разница между баяном и аккордеоном

bakk99

Баян и аккордеон относятся к клавишно-пневматическим инструментам. Звучание образуется с помощью воздушного потока, который попадает в изделие через клапаны. Оба инструмента имеют широкую музыкальную палитру и используются на концертах или в веселых компаниях. Для людей, не разбирающихся в музыке, разница между баяном и аккордеоном не видна. Внешне они очень похожи, отличить сможет только профессионал. Нужно тщательно изучить каждый инструмент, чтобы различать схожие модели.

Этот музыкальный инструмент является универсальным: на нем можно исполнить как классические произведения, так и народные песни. Звучание похоже на флейту, фагот, кларнет или даже орган, в зависимости от игры. У баяна большие возможности — ему подвластны романтическая лиричная композиция и мрачная драма. Современная модель может исполнять песни разных жанров: от рока до классики. Звучит баян мелодично и насыщенно, звук четкий и ясный. В руках музыканта инструмент способен заменить небольшой оркестр.

Игра на баяне

Способ создания в России начал осваиваться в начале ХХ века. В 1907 году был создан первый трехрядный инструмент.

Современная модель состоит из 2 секций и меха, соединяющего всю конструкцию. Большие инструменты могут достигать 15 кг в весе.

Правая часть — это прямоугольная коробка, на которую крепятся гриф и дека с механизмами. Для их изготовления используется ель, береза или клен. Исполнитель нажимает на клавиши, механизм приводит в движения клапаны, воздух попадает к голосовым планкам и язычкам. На некоторых моделях есть переключатели регистров, они меняют тембр. На коробке крепятся 2 широких ремня для удобной фиксации. Клавиши расположены на грифе в 3, 4 или 5 рядов, в зависимости от модели. Вертикальные ряды нумеруются от меховой камеры на обеих клавиатурах.

На левой коробке баяна располагается 5 или 6 рядов клавиш: 2 из них басы, остальные — готовые аккорды. Установлен регистр переключения готового или выборного звукоизвлечения. На коробке расположен ремень для левой руки, чтобы исполнитель приводил в движение меховую камеру.

Мех (меховая камера) крепится к корпусу с помощью рамок. Изготавливается он из прочного картона, который сверху заклеивают тканью.

Различают 2 вида баянов:

  1. Обычные (классифицируются по системам аккомпанемента).
  2. Оркестровые (клавиатура расположена только с правой стороны, различаются модели по диапазону и по тембру).

Обычный и оркестровый баяны

Аккордеон

Играя на аккордеоне, можно имитировать разные музыкальные инструменты. Звучание может быть мягким и плавным или грубым и жестким. В руках профессионала аккордеон способен заменить целый оркестр. У современной модели богатая звуковая палитра: от пианино до органа. Максимальный вес аккордеона — 15 кг.

Читайте так же:
Кпп 020 регулировка дифференциала

Аккордеон

Сначала он получил широкое распространение в Европе, когда музыкальные мастера пытались усовершенствовать гармонь с ограниченным звучанием. В СССР аккордеон появился в 30-ых годах.

У аккордеона сложная конструкция, он состоит из более 100 деталей. Модель представляет собой 2 большие секции, соединенные мехом, которым можно регулировать тембр и звучание.

Правая секция состоит из прямоугольной коробки и грифа с клавиатурой, как на фортепьяно. Количество клавиш сильно варьируется, максимум — 41. Внутри находится правая дека, в которой вырезаны звуковые отверстия, совпадающие отверстиями резонаторов. На них установлены голосовые планки. Специальные клапаны открывают отверстия, и воздух попадает внутрь, создавая звук.

Игра на аккордеоне

С помощью регистра меняется звучание. На правой коробке прикреплены широкие ремни, с помощью которых аккордеон держится у исполнителя на плечах.

Мех производят из картона, который укрепляют с помощью склеивания тканью и стальных накладок.

Классифицируются аккордеоны по виду клавиатуры:

  1. Клавишная (как на фортепьяно).
  2. Кнопочная (3-5 рядов кнопок).

Также инструмент делится на типы, в зависимости от цели использования:

  • Обучение.
  • Любительское музицирование.
  • Концертное выступление.

Схожие черты

Внешне оба инструмента практически одинаковы. У них множество сходств:

  • Внешний вид (габариты, мех, прямоугольные коробки, ремешки для плеч).
  • Левая клавиатура.
  • Вес.
  • Разновидности по настройке левой клавиатуры (готовый, выборный, готово-выборный).
  • Хроматическое расположение клавиш.
  • Практически одинаковое звучание.
  • Способ изготовления.
  • Появление в России.
  • Внутренние механизмы.
  • Метод игры исполнителя (нажатие клавиш и движение меховой камерой).

Сравнение и различия

Главное отличие баяна и аккордеона друг от друга — правая клавиатура. У первого инструмента она представляет собой 3 ряда кнопок. У второго же клавиатура выглядит, как у фортепьяно. Однако это касается только клавишного вида. У баяна диапазон больше.

Аккордеон имеет более широкую звуковую гамму, чем баян. Хотя это отличие слабо заметно. Игра на баяне дает более чистое звучание, когда как у аккордеона оно бархатистое. Только профессиональный музыкант отличит инструменты на слух.

У баяна форма корпуса прямоугольная, у аккордеона — округлая, и более длинный гриф.

«Баян» — это русское название инструмента, и оно закрепилось во всем мире. Аккордеоном же, чаще всего, в других странах называют разные типы клавишно-пневматических инструментов.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора бензопилы после ремонта

В.Лушников — Школа игры на аккордеоне

Посадка аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество игры.
На аккордеоне следует играть сидя на жестком или полужестком стуле, расположившись примерно на половине сиденья. Высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Учащимся маленького роста требуется подставка под ноги.
Во время игры нужно сидеть свободно, прямо, не сутулясь, с небольшим наклоном вперед. При этом вес туловища вместе с весом инструмента приходится на несколько точек опоры: на сиденье стула и ступни ног. Такая посадка обеспечивает хороший контакт с инструментом, сохранение осанки и наименьшую утомляемость исполнителя (рис. 2в). Не рекомендуется сидеть откинувшись на спинку стула (рис. 26), так как корпус тела и инструмент утрачивают устойчивость и играющий быстро устает.

Школа игры на аккордеоне

Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать плечевые ремни. Если ремни слишком длинны, их следует подтянуть или укоротить. Слишком короткие ремни прижимают инструмент к туловищу, что лишает исполнителя свободы движений и стесняет дыхание. Правый плечевой ремень должен быть значительно длиннее левого (рис. 3).

Самоучитель - скачать

Рис. 3

Это позволяет сместить инструмент в левую сторону так, чтобы сомкнутый мех опирался на бедро левой ноги, а правая клавиатура была бы в поле зрения играющего и занимала положение, обеспечивающее спокойную работу правой руки без излишнего изгиба запястья (рис. 4, 5).

Игра на аккордеоне

Рис.4 Правильное положение запястья

Скачать ноты для аккордеона

рис.5
Неправильное положение запястья при слишком длинном левом плечевом ремне и коротком правом

Если у исполнителя покатые плечи, то ремни надо скреплять сзади соединительным ремешком (рис. 6).

Пособия, ноты, самоучители по игре на аккордеоне

Для большей устойчивости инструмент надо ставить на колени отвесно. Бедро левой ноги должно быть параллельно полу (рис. 2в, г, д). Правая нога занимает более свободное положение, располагаясь обычно несколько ниже левой; можно выдвинуть ее вперед или, наоборот, отвести назад (рис. 2г, 7).

Обучение игре на аккордеонеигры на аккордеоне

Ноги расставляются на различную ширину (рис. 8, 9). Гриф правой клавиатуры может упираться в бедро ноги, что обеспечивает устойчивость инструмента при сжиме меха. Не следует придерживать инструмент подбородком.

Самоучитель для аккордеона

Аккордеонист не должен постоянно смотреть на клавиатуру, так как это заставляет держать инструмент в неправильном, наклонном положении, в результате чего затрудняется применение 5-го пальца в нижней часта клавиатур, и, кроме того, верхняя часть инструмента начинает давить на грудь играющего.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector