0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гидроусилитель руля

Гидроусилитель руля

Гидравлический усилитель руля (ГУР) — автомобильная гидравлическая система, часть рулевого механизма, предназначенная для облегчения управления направлением движения автомобиля при сохранении необходимой «обратной связи» и обеспечении устойчивости и однозначности задаваемой траектории [1] .

Гидроусилитель руля устроен так, что при отказе усилителя рулевое управление продолжает работать (хотя руль при этом становится более «тяжёлым»).

В Советском Союзе (СССР) впервые был применён в 1950 г. на карьерном самосвале МАЗ-525. Первый советский легковой автомобиль, оснащенный ГУР — автомобиль высшего класса ЗИЛ-111 (1958 г.).

Содержание

Назначение гидроусилителя рулевого управления [ править | править код ]

Для уменьшения усилия, прикладываемого при повороте рулевого колеса, смягчения ударов, передающихся на рулевое колесо при наезде управляемых колес на неровности дороги, и повышения безопасности при разрыве шин переднего колеса в конструкцию рулевого управления некоторых автомобилей вводят специальные гидроусилители.

Устройство [ править | править код ]

Внешние видеофайлы
Реечная рулевая передача с торсионным приводом золотника
Винтовой привод золотника, аналогичный ЗИЛ-130
Винтовой привод золотника, устаревшей конструкции

Гидроусилитель представляет собой замкнутую гидравлическую систему, состоящую из насоса, регулятора давления, бачка с запасом гидравлической жидкости, управляющего золотника и силового гидроцилиндра.

Насос (с приводом от двигателя автомобиля или электромотора), регулятор давления (обычно в виде перепускного клапана, сливающего избыток расхода насоса мимо золотника) и бачок с запасом гидравлической жидкости предназначены для создания рабочего перепада давлений в гидросистеме усилителя.

Силовой гидроцилиндр двойного действия (то есть умеющий создавать усилие в двух направлениях) в современных легковых автомобилях обычно интегрируется с рулевой рейкой и передает усилие на неё. Золотник устанавливается на рулевой колонке и реагирует на вращательный момент на валу колонки.

Придумано множество способов преобразовать вращательный момент рулевого колеса в работу золотника. Большинство основаны на подвижности отдельного участка вала рулевой колонки. В современных машинах роль подвижного элемента колонки обычно играет торсион — радиально пружинящий участок вала рулевой колонки. Золотник реагирует на угловой сдвиг между концами торсиона при наличии усилия на руле. Существуют конструкции с осевой подвижностью участка вала рулевой колонки: осевое перемещение задается винтовой передачей, преобразующей вращательное усилие руля в поступательное движение штока золотника. В некоторых конструкциях усилие поворота колес регистрируется не на рулевой колонке, а на других узлах передачи усилия от руля к колесу.

Пример гидроусилителя, совмещённого с рулевым механизмом — гидроусилитель, применяемый на автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 [ править | править код ]

При прямолинейном движении автомобиля золотник за счёт пружин удерживается в нейтральном положении, при этом все каналы золотника открыты.

При повороте — при вращении руля винт вращается и вкручивается в шариковую гайку. При этом он смещается вместе с золотником и подшипниками и смещает плунжеры, сжимая пружины. Как только подшипники упрутся в корпус, винт с золотником перестанет смещаться, а смещаться начнёт шариковая гайка с поршнем и рейкой, при этом как бы накручиваясь на винт. При смещении золотника центральный канал от насоса останется связанным с одним из боковых каналов, а другой боковой канал останется связанным с каналом слива. При смещении поршня усилие будет передаваться от рейки сектору, а от него через вал сошке. Так как центральный канал от масляного насоса связан с одним из боковых каналов, то масло пойдёт из него в одну из полостей гидроцилиндра и будет давить на поршень, помогая смещать его и облегчая усилие, прилагаемое на рулевое колесо.

При прекращении вращения руля винт перестаёт вкручиваться в гайку и минимальное движение поршня передаётся на винт и золотник. Золотник возвращается в нейтральное положение. Все каналы открываются, масло от насоса начинает уходить на слив, и усилитель прекращает свою работу. Кроме того, возвращению золотника в нейтральное положение способствуют пружины, давящие на плунжеры и на подшипники.

При увеличении сопротивления повороту начнёт возрастать давление в линии от насоса через золотник в одну из полостей гидроцилиндра. Эта линия связана с полостью между плунжерами, где находятся пружины. Повышенное давление будет давить на плунжеры, а они — на подшипники. Плунжеры будут стараться вернуть золотник в нейтральное положение. Часть масла начнёт уходить на слив, а водитель почувствует дополнительное сопротивление вращению руля — следящее действие за усилием.

При неработающем двигателе насос не накачивает масло и усилитель не работает. Управление автомобилем может осуществляться. При вращении руля поршень смещается и вытесняет масло из одной полости в другую через обратный клапан, и масло не мешает движению поршня.

Пример гидроусилителя, совмещённого с продольной тягой — гидроусилитель, применяемый на автомобилях МАЗ и КрАЗ-255 [ править | править код ]

При прямолинейном движении — золотник находится в нейтральном положении, все каналы открыты и масло от насоса уходит на слив.

При повороте усилие от рулевого колеса передаётся через рулевой механизм на сошку. Сошка тянет шаровый палец, а он смещает стакан и золотник примерно на 1 мм. Как только стакан упрётся в корпус, усилие будет передаваться корпусу, а от него через другой шаровый палец продольной тяге и далее. Так как золотник сместился, канал от насоса остался связанным только с одной полостью цилиндра, а другая полость осталась связана с каналом слива. Масло, поступающее в цилиндр, смещает корпус за счёт давления в ту сторону, в которую его тянет сошка, облегчая водителю поворот руля. Масло, поступающее в цилиндр, давит на корпус за счёт давления, а опорой для него является поршень и шток, соединенные с балкой переднего моста.

При прекращении поворота руля золотник возвращается в исходное положение за счёт остаточного давления масла, которое давит на торец золотника. Торцевая полость золотника связана с основным каналом отверстием в бурте.

Читайте так же:
Как правильно отрегулировать зажигание ока

При увеличении сопротивления повороту растёт давление в усилителе, которое действует и на торцевую поверхность золотника и старается вернуть его в исходное положение, создавая дополнительное сопротивление на рулевом колесе. Следящее действие осуществляется по принципу остановки вращения руля.

Эксплуатация [ править | править код ]

Для предотвращения возникновения аварийно-опасных ситуаций, связанных с отказом системы рулевого управления автомобиля, необходимо периодически производить контроль наличия масла в бачке ГУРа. При заметном снижении его уровня, не связанного с температурой, углом поворота колес, наклоном автомобиля и т. п., необходимо проверить герметичность узлов гидравлического контура: шланги, места их вводов и т. д.

Для увеличения срока службы элементов ГУРа и системы в целом, рекомендуется один раз в 1—2 года производить замену рабочей жидкости.

В инструкции по эксплуатации большинства автомобилей подчеркивается, что нельзя удерживать колеса в крайнем положении более 5 сек, так как это может привести к перегреву масла, вплоть до его закипания, и выходу системы из строя.

В качестве рабочей гидравлической жидкости (а также смазочного масла деталей гидроусилителя) применяется:

На советских грузовых автомобилях применяется веретенное (индустриальное) масло. На современных автомобилях применяется или жидкость для гидроусилителей (Power steering fluid) или жидкость для автоматических трансмиссий (Automatic transmission fluid или ATF или Dexron III).

Перед заливкой масла в агрегат рекомендуется ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.

Сервомеханизмы [ править | править код ]

Сервомеханизм является разновидностью гидравлического усилителя рулевого управления. Применяются сервомеханизмы на гусеничной технике для уменьшения усилия, прилагаемого на рычаг управления при повороте.

Устройство сервомеханизма трактора Т-130:

  • Корпус
  • Толкатели
  • Поршни
  • Пружины
  • Рычаги с валиками
  • Плунжер

При прямолинейном движении — отверстия в поршнях открыты и масло через них уходит от насоса на слив. При повороте — усилие от рычага передаётся толкателю. Толкатель прижимается к поршню, закрывает отверстие в поршне и давит на него. Перед поршнем начинает возрастать давление, за счёт него смещается плунжер и закрывает канал ко второму поршню. Так как масло теперь поступает только к закрытому поршню, давление возрастает настолько, что начинает смещать поршень, от поршня усилие передаётся на рычаг-валик-рычаг-вилка. При отпускании рычага — отверстие в поршне открывается, масло уходит на слив, давление падает, и все детали возвращаются в исходное положение.

Гидроусилитель руля КАМАЗ

Гидроусилитель руля КАМАЗ

Гидроусилитель руля — важный и практичный механизм любого грузовика, в разы облегчающий и без того сложный труд водителя. Об особенностях конструкции гидроусилителя руля на КАМАЗе, его типичных поломках, правилах и рекомендациях по эксплуатации читайте в нашей статье.

Не каждый водитель легкового автомобиля действительно ценит ГУР (гидравлический усилитель руля), воспринимая его как должное: «ну крутится баранка легко и без напряга, а, что, бывает иначе?». Еще как бывает! Неисправный ГУР на КАМАЗе — это тяжелые усилия при каждом повороте руля; через несколько километров такой езды руки просто отваливаются от усталости. Казалось бы, такой маленький и неприметный механизм, а играет такую важную роль. Именно об этом устройстве мы и расскажем Вам подробнее.

Гидроусилитель руля: определение, устройство и функции

Гидроусилитель руля — это гидравлическая система, которая является составной частью рулевого механизма и служит для облегчения управлением автомобилем.

Основными функциями ГУР являются:

— обеспечение устойчивости заданной траектории движения;
— уменьшение усилий, которые прилагает водитель для поворота рулевого колеса;
— сохранение обратной связи между рулем и колесами.

Гидроусилитель руля состоит из следующих систем и механизмов:

— распределителя, который направляет потоки жидкости в полостях системы;
— гидроцилиндра, который преобразовывает давление жидкости в работу штока и поршня;
— рабочей жидкости, которая необходима для смазки пар трения и передачи давления от насоса к гидроцилиндру;
— насоса, поддерживающего заданное давление и циркуляцию жидкости;
— соединительных шлангов, которые объединяют все элементы системы;
— электронного блока, который регулирует работу гидроусилителя.

Эксплуатация гидроусилителя руля на КАМАЗе

Для того чтобы гидроусилитель руля прослужил долго, необходимо соблюдать несколько рекомендаций:

— регулярно (раз в неделю) проверять уровень масла в системе;
— менять масло и масляные фильтры минимум дважды в год. Если цвет масла изменился до назначенного срока — поменять немедленно;
— не допускать эксплуатации автомобиля при утечках в системе гидроусилителя и устранять их как можно раньше;
— регулировать и проверять натяжение ремня привода.

Типичные неисправности ГУР

Гидроусилителю руля КАМАЗа свойственны несколько основных видов поломок. Мы остановимся на самых распространённых неисправностях и причинах их возникновения.

Неустойчивое движение автомобиля по дороге (необходимо постоянно выравнивать машину дополнительными манипуляциями руля):

— проверьте свободный ход рулевого колеса — если он повышен, то отрегулируйте;
— убедитесь, что детали винтовой пары рулевого механизма не изношены — при необходимости замените их;
— иногда причиной неустойчивого движения автомобиля является заедание реактивных плунжеров в корпусе клапана управления гидроусилителем или же золотника. В таком случае необходимо промыть детали и устранить причину заедания.

Повреждение или засорение фильтра насоса:

— воздух, попавший в гидросистему (признаки: мутное масло и пена в бачке) — промойте и прокачайте систему, замените фильтр;
— разрушена прокладка коллектора или погнут сам коллектор.

Неравномерная или недостаточная работа гидроусилителя руля. Причины могут быть следующие:

— чрезмерное натяжение в зубчатом зацеплении — отрегулируйте рулевой механизм, доведите усилие до нормы;
— засорение фильтра насоса или износ деталей качающего узла. Необходимо разобрать механизм и заменить изношенные детали;
— нарушение герметичности обратного клапана рулевого механизма;
— наличие воздуха в системе — удалите воздух, прокачав систему.

Читайте так же:
Регулировка тока сварки инвертора

Прокачка системы гидроусилителя руля после ремонта

Воздух, которые остаётся в системе ГУР после замены масла, может стать причиной недостаточной или неравномерной работы гидроусилителя руля. Для того чтобы правильно прокачать систему, необходимо совершить следующие действия:

— приподнимите передние колеса на домкратах так, чтобы они висели в воздухе;
— открутите перепускной клапан на рулевом механизме;
— проверните руль до упора влево (должны сжаться центрирующие пружины);
— залейте новое масло в насос;
— включите двигатель и на минимальных оборотах доливайте масло в бачок ГУР до тех пор, пока не пропадут пузырьки из шлангов;
— закрутите перепускной клапан на рулевом механизме;
— поверните руль вправо до упора (опять же, до сжатия центрирующих пружин), а потом верните его влево и вновь открутите перепускной клапан — выпустите пузырьки воздуха и закрутите его обратно;
— повторите последнюю манипуляцию до тех пор, пока из клапана не пойдёт абсолютно чистое (без пузырьков воздуха) масло.

Другие статьи

Винты, болты и гайки, разложенные по столу или в пластиковой емкости, легко теряются и повреждаются. Эту проблему при временном хранении метизов решают магнитные поддоны. Все о данных приспособлениях, их типах, конструкции и устройстве, а также о выборе и применении поддонов — читайте в этой статье.

В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.

Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.

При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.

МАЗ-500: Установка рулевого управления с МАЗ-5432 (Супер МАЗ)

МАЗ-500

Работая на МАЗ-500 и не понаслышке зная все прелести этой машины, периодически пытался его модернизировать. Устанавливал цилиндр гидроусилителя от КрАЗа и лопастной насос менял вместе с кронштейном на НШ-10. Это, конечно, облегчало управление автомобилем, но не кардинально.

Стал потихоньку искать Суперовское рулевое, однако, долгое время ничего подходящего по цене мне не попадалось. Однажды, наткнулся на старый остов автобуса ПАЗ и осмотрев его, я с удивлением обнаружил, что в нем остался Суперовский рулевой механизм с вычурной рулевой сошкой. Владельцам ПАЗа поставил магарыч, взял газовый резак и вырезал рулевое вместе со шлангами.

Постепенно, подобрал к нему: б/у цилиндр гидроусилителя (заменил на нем ремкомплекты РТИ), рулевую сошку, насос НШ-32 с кронштейном крепления к двигателю и продольную рулевую тягу с верхним рычагом цапфы. Больше всего времени ушло на поиск кронштейна гидроусилителя и кронштейна крепления гидроцилиндра к раме.

Когда собрал комплектный рулевой механизм, включая рулевую колонку с механизмом наклона рулевого колеса, то стало понятно, что пора приступить к переоборудованию.

Первым делом, приобрел 3 комплекта пальцев и сухарей, после чего сразу же перебрал рулевые наконечники. Затем, взял резак и срезал все заклепки с кронштейна гидроцилиндра и рулевого управления.

Крепким боротком, выбил все заклепки, а где не получалось это сделать, вырезал и части кронштейнов. Помучившись немного, я полностью демонтировал весь гидроусилитель с цилиндром и насос с двигателя.

Пришло время примерить кронштейн гидроусилителя на раму. В процессе, старался поймать хоть одно отверстие от старого крепления и для этого, пришлось подрезать болгаркой заднюю часть кронштейна крепления кабины. После чего, удалось закрепить кронштейн на первое вертикальное отверстие. Далее, просверлил оставшиеся отверстия в раме и закрепил кронштейн на все болты.

Следующим шагом, пришлось поменять верхний рулевой рычаг на Суперовский, т.к. рулевой палец Супера, как и отверстие под него, имеют больший диаметр. Потом, прикрутил на старое место к раме кронштейн гидроцилиндра.

Настал черед сборки и я установил рулевой механизм на место. Пришлось его разобрать, чтобы перевернуть крышки сошки и саму сошку в обратную сторону, а затем и отрегулировать зацепление в паре.

Продольную рулевую тягу соединил сначала с рычагом цапфы, а потом с сошкой и нашел нейтральное положение в рулевом механизме, чтобы наживить сошку на вал сошки.

Далее, поставил цилиндр усилителя. Передний конец штока цилиндра соединил с продольной рулевой тягой, а задний конец цилиндра посредством пальца с кронштейном на раме.

Затем, пришла пора подсоединить насос гидроусилителя к двигателю. Установил его на двигатель, но оказалось, что остается очень маленькое расстояние от шкива насоса до нижней полки рамы. Чтобы перестраховаться, я подрезал раму напротив шкива на 30 мм. На насос натянул 2 ремня с размером 987, хотя в инструкции к Cуперу написано, что ремни должны быть размером 1000 мм.

Впоследствии, я пришел к выводу, что раму в принципе можно было и не подрезать, т.к. места вполне хватает и на работе механизма это не сказывается.

Следующим шагом, приступил к установке масляного расширительного бачка и его я также взял от Супер МАЗа. Старый бачок снял с радиатора, а вот новый у меня никуда не влазил, т.к. мешала раскладная штанга, ограничивающая падение кабины. Тащить же длиннющие шланги к насосу, мне не хотелось.

Читайте так же:
Регулировка клапанов на мопеде орион 72 куб

Для того, чтобы установить бачок на причитающееся ему место, я перенес эту раскладную предохранительную штангу с левой стороны на правую. После чего, установил расширительный маслобак на положенное ему место.

Далее, обвязал насос, гидроусилитель и цилиндр гидравлическими шлангами, затянул все рулевые наконечники и зашплинтовал их. Опустил кабину и понял, что отверстие в полу под рулевую колонку, нужно немного подрезать, а заднюю не использованную часть заварить.

В принципе, рулевую колонку с рулем можно было оставить родную, ведь диаметр выходного вала с рулевого механизма одинаковый. Однако, колонка с Супера лежала рядом, а руки чесались и потому, демонтировал старую колонку и принялся устанавливать новую.

Операция заняла много времени, поэтому описывать ее не буду. Несколько раз я подрезал кронштейн и панель, сверлил и резал, но в итоге, все подогнал.

Однако, с рулевым колесом вышла промашка, т.к. руль с МАЗ-500 не подходил к Суперовской колонке. Пришлось искать дополнительно КамАЗовскую баранку и на нее устанавливать маховичек как на погрузчике.

Гидроусилитель руля с Супер МАЗа на МАЗ-500

Закончив с установкой, я залил масло и прокачал систему. Сразу же стало понятно, насколько рулевое управление Супера легче и быстрее родного. Однако, выявилась и небольшая проблема, т.к. передний рулевой наконечник задевал при повороте кронштейн рессоры.

Чтобы устранить эту оплошность, я выточил болты длиннее на 1 см, а также катушки, которые стоят между рулевым механизмом и кронштейном, высотой 1 см.

Эксплуатировал Суперовское рулевое года 3 и не тужил. Благо, с таким легким рулевым, развернуться в стесненных условиях, объехать яму или камень на дороге, стало просто в радость.

Суперисты, которые сидели у меня в кабине, всегда удивлялись тому, что на старом МАЗ-500 рулевое легче, чем на новом Супере. Потихоньку, я понял в чем дело, ведь нагрузка на передний мост МАЗ-500 — 6 000 кг, а на Супере — 7 000 кг. Таким образом, там где меньше нагрузка на передний мост, там и легче поворачивать колеса.

Рулевое управление КрАЗ-250

Перед определением причин неисправностей в работе рулевого управления, изложенных в таблице, следует проверить регулировку шарниров рулевых тяг и гидроусилителя, давление воздуха в шинах.

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Неисправность

Метод устранения

Повышенный свободный ход рулевого колеса. Автомобиль «не держит дороги»

Повышенный свободный ход рулевого колеса (более 25° ) может вызываться увеличением зазоров в шарнирных соединениях рулевых тяг и гидроусилителя; ослаблением креплений рулевого колеса, кронштейна и картера рулевого механизма, сошки руля на валу сектора, вилок карданного шарнира на винту и валу руля, поворотных рычагов

Проверить свободный ход рулевого колеса . Проверку свободного хода (лифта) рулевого колеса рекомендуется производить люфтомером при работающем двигателе и положении передних колес, соответствующем движению автомобиля по прямой. При обнаружении ослабления креплений произвести их подтяжку, а при увеличенных зазорах — регулировку. Проверить и устранить зазор в шарнирах поперечной рулевой тяги.

Зазор в шарнирных соединениях поперечной рулевой тяги проверяют при неработающем двигателе резкими поворотами рулевого колеса вправо и влево с одновременным осмотром соединений. В соединениях не должно быть люфта, а гайки шаровых пальцев должны быть зашплинтованы. Перемещение тяг относительно шаровых пальцев и рычагов указывает на необходимость регулировки шарнирных соединений. Для регулировки шарнира необходимо расшплинтовать пробку и завернуть ее до отказа специальным ключом, входящим в комплект шоферского инструмента, а затем отвернуть на 1/8-1/4 оборота до первого совпадения прорези пробки с отверстием под шплинт в тяге и зашплинтовать*. Проверить и устранить зазор в шаровых пальцах гидроусилителя Для устранения зазора в шаровых пальцах гидроусилитель необходимо подвергнуть частичной разборке, поэтому лучше всего регулировку производить на гидроусилителе, снятом с автомобиля Для затяжки гайки сухарей шарового пальца со стороны корпуса золотника и пробки сухарей шарового пальца со стороны силового цилиндра производится частичная разборка гидроусилителя (см. главу «Гидроусилитель рулевого управления» ) , чтобы получить доступ к гайке и пробке. Для устранения зазора в шаровом пальце 11 (см. рис. 52) со стороны силового цилиндра 4 необходимо сделать следующее: вывернуть из гайки 8 винт 25, затянуть гайку до отказа, а затем отпустить ее на 1/12 оборота и законтрить стопорным винтом 25 . Для устранения зазора в шаровом пальце 13 со стороны корпуса золотника 21 необходимо сделать следующее: вывернуть из пробки 17 стопорный винт 22, затянуть пробку до отказа, а затем отпустить ее до совпадения резьбового отверстия в пробке с ближайшей прорезью стакана и законтрить стопорным винтом. При этом винт должен выступать из пробки на 2-2,5 мм.

* Следует помнить, что полное устранение зазоров не допускается, так как это может привести к поломке шарового пальца или тяги.

Рулевой механизм

Снятие рулевого механизма Снятие рулевого механизма производить в следующем порядке:

1. Установить колеса автомобиля в положение, соответствующее прямолинейному движению, затормозить автомобиль стояночным тормозом.

2. Вывернуть болт крепления вилки кардана на валу винта 17 (см.рис. 51) рулевого механизма. Отсоединить карданный вал 4 (рис. 50) рулевого управления от рулевого механизма 15.

3. Расшплинтовать и отвернуть гайку шарового пальца, соединяющего сошку 14 с гидроусилителем 12, отсоединить гидроусилитель от сошки.

4. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления сошки рулевого механизма и снять сошку 14.

5. Отвернуть гайки крепления рулевого механизма и снять рулевой механизм с кронштейном в сборе

с рамы автомобиля.

6. Отсоединить рулевой механизм от кронштейна.

Разборка рулевого механизма

Снятый с автомобиля рулевой механизм очистить от грязи, слить из него масло и промыть, после чего сделать следующее:

Читайте так же:
Регулировка зажигания на бензопиле чемпион 240

1. Закрепить рулевой механизм в приспособлении или тисках так, чтобы вал сектора 1 (рис. 51) находился в горизонтальном положении.

Рис. 50. Рулевое управление: 1 — масляный бачок; 2 — сливной шланг; 3 — питающий шланг; 4 — карданный вал; 5 — вал рулевой колонки; 6 — кронштейн гидроусилителя; 7 — нагнетательный шланг; 8 — трубка от распределителя к си левому цилиндру; 9 — насос гидроусилителя; 10 — сливная трубка; 11 — нагнетательная трубка; 12 -гидроусилитель; 13 — продольная рулевая тяга; 14 — рулевая сошка; 15 — рулевой механизм

Рис. 51. Рулевой механизм:

1 — сектор; 2 — уплотнение вала сектора; 3 — игольчатые подшипники вала сектора; 4 — боковая крышка картера; 5 — контргайка регулировочного винта; 6 — регулировочный винт; 7 — пробка сливного отверстия; 8 — регулировочная гайка; 9 — стопорная пластина; 10 — болт крепления стопорной пластины;

11 — штифт регулировочной гайки; 12 — нижняя крышка картера; 13 — уплотнительное кольцо шайбы; 14 — шайба нижней крышки; 15 — подшипники винта; 16 — картер рулевого механизма; 17 — винт; 18 — пробка заливного отверстия; 19 — уплотнение винта; 20 — гайка-рейка

2. Отвернуть болты крепления боковой крышки 4 и извлечь из картера сектор с крышкой в сборе. Отвернуть контргайку 5, отделить крышку от .сектора.

3. Отвернуть болты крепления стопорной пластины 9, снять ее. Вывернуть регулировочную гайку 8.

4. Отвернуть болты крепления нижней крышки 12 и легкими ударами молотка в торец винта вывести крышку из посадочного отверстия картера. Вынуть винт 17 с гайкой-рейкой 20 в сборе из картера.

5. Узел гайка-рейка (с шариками) и винт подбирается индивидуально, поэтому разбирать его следует в случае крайней необходимости.

6. Выпрессовать из картера уплотнение 19 винта.

Проверка технического состояния деталей

Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры основных деталей рулевого механизма приведены в табл. 15.

Трещины и скобы, любого характера, на деталях рулевого механизма не допускаются. Повреждение резьбы на деталях допускается не более двух ниток.

При износе трущихся поверхностей деталей рулевого механизма сверх допустимых размеров изношенные детали следует заменить.

Сборка и регулировка рулевого механизма

Последовательность сборки и регулировки следующая:

1. Проверить легкость вращения винта 17 (см. рис. 51) в гайке-рейке 20. Вращение винта в гайке-рейке должно быть плавным, без заеданий и рывков. Момент затяжки, необходимый для проворачивания вин-

та при неподвижной гайке-рейке, должен быть 0,3-1,2 Н.м (0,03-0,12 кгс.м) в среднем положении и уменьшаться к концам.

2. Закрепить картер 16 рулевого механизма в тисках. Вложить в картер винт 17 в сборе с гайкой-рейкой 20; установить и закрепить нижнюю крышку 12 и отрегулировать затяжку подшипников 15 с помощью гайки 8. Подшипники должны быть затянуты так, чтобы момент затяжки, необходимый для проворачивания винта 17 (без уплотнения 19), был равен 1,2-2,5 Н.м (0,12-0,25 кгс.м). При этом не должно наблюдаться осевое перемещение винта. Винт должен вращаться легко, без толчков и заеданий на всем протяжении винтовой канавки.

3. Запрессовать в картер 16 уплотнение 19 винта.

4. Установить и закрепить стопорную пластину 9, совместив штифт 11 с ближайшим отверстием в пластине.

5. Проверить осевое перемещение регулировочного винта 6 в секторе 1. Осевое перемещение регулировочного винта должно быть не более 0,06 мм. При необходимости корректировки зазора, подтянуть запорную гайку регулировочного винта. После окончания регулировки запорную гайку прихватить сваркой

к металлу сектора в одной точке.

6. Установить сектор в картер так, чтобы средний зуб сектора вошел в среднюю впадину гайки-рейки. Установить боковую крышку 4 с прокладкой и навернуть контргайку 5 на регулировочный винт 6. Закрепить крышку 4 на картере болтами.

7. Вращением регулировочного винта 6 по часовой стрелке до упора отрегулировать зацепление сектора с рейкой. Осевой зазор в среднем положении

Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры основных деталей рулевого механизма

Наименование детали

предельно допустимый без ремонта

Картер рулевого механизма: диаметр отверстия под игольчатые подшипники сектора

диаметр отверстия под наружные кольца подшипников винта

Винт рулевого механизма в сборе с гайкой-рейкой: диаметр шеек под подшипник

диаметр шейки под сальник

ширина шпоночного паза

толщина зубьев гайки-рейки

Сектор рулевого механизма:

диаметр шеек вала под игольчатые подшипники

Нижняя крышка картера: диаметр отверстия под подшипник

Боковая крышка картера: диаметр отверстия под подшипник

сектора должен быть не более 0,2 мм. При правильно отрегулированном зацеплении момент затяжки, необходимый для проворачивания винта 17 в среднем положении сектора 1, должен быть в пределах 1,5-3,5 Н·м (0,15-0,35 кгс·м). Законтрить регулировочный винт 6 контргайкой 5.

8. Установить и закрепить сошку на валу сектора (по меткам). Свободный ход винта в среднем положении сектора 1 при неподвижной сошке должен быть не более 6°.

9. Установить рулевой механизм на автомобиль и соединить сошку с гидроусилителем.

10. Залить в картер свежее масло.

11. При работающем двигателе проверить свободный ход рулевого колеса.

Гидроусилитель рулевого управления

Снятие производить в следующем порядке:

1. Поднять передний мост автомобиля так, чтобы колеса не касались земли.

2. Снять пробку заливной горловины масляного бачка 1 (см. рис. 50), отсоединить от распределителя трубки 10 и 11, слить масло из бачка и насоса. После чего медленно поворачивая рулевое колесо влево и вправо до упора (при неработающем двигателе), слить масло из силового цилиндра.

3. Отсоединить гидроусилитель 12 от шаровых пальцев рулевой сошки 14 и продольной рулевой тяги 13.

4.Отсоединить от гидроусилителя шланги 3 и 7.

Читайте так же:
Регулировка карбюратор на триммере патриот

5. Отвернуть стопорный болт и выбить палец головки гидроусилителя (с внутренней стороны лонжерона). Снять гидроусилитель.

Разборку производить следующим образом:

1. Снять трубки 24, 28, 29, 30 .(рис. 52).

2. Отвернуть контргайку 5 и отделить распределитель 35 от силового цилиндра 4.

Для исключения случаев нарушения взаимного расположения бобышек трубок на поверхности цилиндра, крышек и корпусов рекомендуется наносить на них фиксирующие метки.

3. Снять уплотнители 23 шаровых пальцев и зажать в тиски распределитель 35 так, чтобы концы шаровых пальцев были направлены вверх.

4. Отделить крышку 20 от корпуса распределителя; после чего расшплинтовать и отвернуть гайку болта 18 золотника.

Рис. 52. Гидроусилитель рулевого управления:

1 — стопорное кольцо; 2 — шток поршня; 3 — защитный колпак; 4 — силовой цилиндр; 5 — контргайка; 6 — задняя крышка цилиндра; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — гайка; 9 -‘ сухари шарового пальца; 10 — корпус шарниров; 11 — шаровой палец продольной рулевой тяги; 12 — пресс-масленка; 13 — шаровой палец рулевой сошки; 14 — пружина сухарей; 15 — стакан шарового пальца; 16 — ограничитель хода пружины; 17 — ограничительная пробка; 18 — болт золотника; 19 — золотник; 20 — крышка корпуса золотника; 21 — корпус золотника; 22 — стопорный винт; 23 — уплотнитель шаровых пальцев; 24 — трубка подачи и слива масла из задней полости цилиндра; 25 — стопорный винт; 26 — поршень; 27 — поршневое кольцо; 28 — трубка подачи и слива масла из передней полости цилиндра; 29 — трубка подачи масла от насоса в корпус золотника; 30 — трубка слива масла в бачок; 31 — держатель трубок; 32 — передняя крышка цилиндра; 33 — шарнирный подшипник; 34 — болт; 35 – распределитель

5. Отвернуть болты 34 и отсоединить корпус золотника от корпуса шарниров. Извлечь из корпуса золотника наружное запорное кольцо и золотник. После чего вынуть из канавок корпуса уплотнительные кольца.

6. Вывернуть стопорный винт 22 из ограничительной пробки 17, вывернуть пробку из стакана 15, извлечь болт 18 золотника. Вынуть из стакана 15 ограничитель 16, пружину и сухарь шарового пальца. Извлечь шаровой палец 13 из стакана 15. После чего вынуть стакан 15 из корпуса 10 шарниров вместе с сухарем 9.

7. Вывернуть стопорный винт 25, а затем гайку 8 из корпуса шарниров. Извлечь из корпуса пружину, сухарь 9 и шаровой палец 11. Вынуть второй сухарь шарового пальца.

8. Зажать силовой цилиндр 4 в тиски и отвернуть контргайку 5, отсоединить от цилиндра крышку 32; после чего извлечь шток в сборе с поршнем.

9. Расшплинтовать и отвернуть гайку поршня, снять со штока поршень 26 и крышку 32.

10. Снять защитный колпак 3 и осмотреть состояние уплотнительных колец 7.

Проверка технического состояния деталей Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры основных деталей гидроусилителя приведены в табл. 16.

Изношенные или поврежденные детали заменяются новыми. Резиновые уплотнительные детали должны быть осмотрены и при необходимости заменены новыми.

Сначала производится подсборка, а затем окончательная сборка гидроусилителя: отдельно собирается силовой цилиндр и распределитель. Сборка выполняется в последовательности, обратной разборке.

Поверхность поршня 26 (см.рис. 52) при сборке должна быть смазана веретенным маслом. Поршневые кольца 27 должны свободно перемещаться в канавках, стыки поршневых колец разводятся на 180° относительно друг друга. Шток в сборе с поршнем вводится в рабочую полость цилиндра. После сборки проверить легкость перемещения штока в цилиндре.

Перед сборкой распределителя 35 смазать все трущиеся поверхности деталей пластичным смазочным материалом, а такие детали, как корпус шарниров 10, стакан 15 шарового пальца и золотник 19,нужно окунуть в веретенное масло, а излишки его слить.

При сборке шаровых шарниров необходимо гайку 8 затянуть моментом 120-140 Н•м (12-14 кгс•м), после чего отвернуть на 1/12 оборота и застопорить винтом 25. Пробку 17 затянуть до отказа, после чего отвернуть до совпадения резьбового отверстия с ближайшей прорезью стакана 15 и завернуть стопорный винт 22 до отказа. При этом винт должен выступать из пробки на 2-2,5 мм. Гайку болта 18 золотника завернуть до устранения зазора между гайкой и золотником, после чего отвернуть гайку на 1/12 оборота и зашплинтовать. Проверить перемещение стакана в корпусе 10 шарниров. Стакан 15 в сборе с шаровым пальцем 13, сухарями, пружиной и ограничителем 16 должен свободно, без заеданий перемещаться в корпусе шарниров под действием собственного веса. После сборки распределителя смазать шарниры шаровых пальцев через пресс-масленку 12 солидолом.

После сборки силового цилиндра 4 и распределителя 35 нужно окончательно собрать гидроусилитель. Для этого зажать в тиски силовой цилиндр в сборе. Ввернуть распределитель в сборе в цилиндр до упора и затем, меняя взаимное расположение распределителя и крышек силового цилиндра, обеспечить собираемость трубок 24 и 28, ориентируясь по ранее нанесенным меткам. После чего законтрить крышки и распределитель контргайками 5. При установке держателя 31 на силовой цилиндр, необходимо обеспечить возможность правильной установки трубок 29 и 30, что достигается смещением держателя 31 относительно распределителя. Установить трубки 24, 28, 29, 30 с уплотнительными кольцами, затянуть болты крепления трубок и накидные гайки штуцеров. Установить гидроусилитель на автомобиль. Шаровой палец 13 должен иметь свободное (суммарное) перемещение в обе стороны относительно корпуса шарниров в пределах 3-5 мм при неработающем двигателе и 0,8-1,6 мм при работающем двигателе.

Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры основных деталей гидроусилителя

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector