0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика и ремонт двигателя

Motorhelp.ru диагностика и ремонт двигателя

Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ. Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре будет повышенный шум, а при уменьшенном – клапан полностью не закроется, что приведет к падению мощности и возможно к прогару.
В механизме с регулировочными шайбами (переднеприводные ВАЗы) при отсутствии посторонних звуков проверять зазоры достаточно раз в 30 — 40 тыс. км. На отечественных машинах с рычагами в приводе ГРМ («Жигули», «Нива» и «Волга») проверять надо чаще, раз в 15-20 тыс. км.
Для работы понадобятся приспособление для регулировки клапанов, набор щупов, набор шайб, пинцет и желательно микрометр для точного измерения толщины шайбы.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ.
Зазор измеряют щупом на холодном двигателе (при температуре +20°С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана.
Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2 ±0,05) мм, для выпускного – (0,35 ±0,05) мм. Зазоры регулируют подбором толщины регулировочных шайб. В запасные части поставляют шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,02 – 0,05 мм.
Считая от ремня привода распределительного вала 1, 4, 5 и 8-й клапаны выпускные, 2, 3, 6 и 7-й – впускные.
Проворачивать коленчатый вал можно только за болт крепления к нему шкива (запрещается проворачивать коленчатый вал за шкив распределительного вала).

Полезный совет. Проворачивать коленчатый вал за болт крепления к нему шкива неудобно, поэтому, чтобы установить кулачки распределительного вала в верхнее положение, вывесите любое переднее колесо, включите 4ю передачу и медленно крутите колесо до момента, когда кулачки займут нужное место. Чтобы легче было проворачивать, рекомендуется выкрутить свечи зажигания.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ.
Порядок работы.

Снимите клапанную крышку, для этого нужно снять все патрубки вентиляции, подходящие к ней, отвернуть 2 болта крепления тросика газа и отвернуть две гайки, крепящие крышку клапанов.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ.
Удалите масло из верхней части головки блока (вокруг толкателей клапанов). Удобнее всего это сделать шприцом.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ.
Установите приспособление для утапливания толкателей на шпильки крепления крышки клапанов и закрепите его гайками.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ.
Измерьте набором щупов зазоры в приводе тех клапанов, кулачки которых направлены вверх от толкателей. Необходимо заменить регулировочные шайбы тех клапанов, зазоры в которых отличаются от номинального.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ.
Нажав вниз рычаг приспособления, утопите толкатель, на котором заменяется регулировочная шайба, и вставьте фиксатор под распределительный вал таким образом, чтобы выступ на фиксаторе зафиксировал толкатель в утопленном положении.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ.
Чтобы легче было вынуть регулировочную шайбу, в толкателе сделаны два паза. Поверните толкатель за паз так, чтобы было удобно поддеть шайбу.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ.
Подденьте подходящим инструментом регулировочную шайбу и с помощью, например пинцета или маленького магнита на телескопической ручке, выньте шайбу из толкателя.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ.
Запишите толщину регулировочной шайбы – она нанесена на одной из ее сторон. Если надпись не видна, измерьте толщину шайбы микрометром.
Рассчитайте толщину новой регулировочной шайбы по формуле (все значения в мм) H = B+A–C,
где A – значение измеренного зазора;
B – толщина старой шайбы;
C – номинальный зазор;
H – толщина новой шайбы.
Например (для впускного клапана): A=0,15 мм, B=3,75 мм, C= 0,2мм, тогда H=3,75+0,15–0,2=3,70 мм. В пределах допуска зазора подбираем ближайшую по толщине шайбу.
Установите в толкатель новую шайбу рассчитанной по формуле толщиной надписью вниз (к толкателю). Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор.
Проверьте щупом зазор. Если он отличается от номинального, повторите регулировку.
Отрегулируйте зазоры в остальных клапанах аналогичным образом.
Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.
Приложение. Чертеж приспособления для регулировки клапанов.
Регулировка зазоров клапанов переднеприводных двигателей ВАЗ. скачать dle 10.6фильмы бесплатно

Читайте так же:
Регулировка датчика дроссельной заслонки соната

Инструкция по регулировке клапанов

Уже давненько читатели просили сделать подробную статью по регулировке клапанов на Калине с 8-клапанным мотором. Вчера решил заняться данной процедурой на своей машине, хотя поводов для этого не было, двигатель работал тихо и стуков в районе клапанной крышки не было.

Ниже приведу подробный перечень необходимых инструментов и приспособлений для проведения данного техобслуживания Лады Калины.

  1. Головка на 10 с воротком или трещоткой
  2. Отвертка крестовая и плоская
  3. Приспособление для регулировки клапанов для ВАЗ 2108 (так ГБЦ идентичны)
  4. Набор щупов
  5. Пинцет или длинногубцы
  6. Регулировочные шайбы необходимого размера (покупаются после замера зазоров)

инструмент для регулировки клапанов на Калине

Ниже будет рассмотрен подробный порядок работы, с описанием и фотографиями.

Регулировка тепловых зазоров клапанов на Калине 1,6 8-кл.

[infobl style=»warning»]Сразу стоит иметь ввиду, что данную операцию необходимо проводить строго на холодном двигателе. То есть, его температура должна быть около 20 градусов. В противном случае зазоры будут выставлены неверно! Проверено на личном опыте.[/infobl]

Первым делом необходимо снять клапанную крышку, а также выставить распредвал и коленчатый вал двигателя по меткам. Подробно об этом написано в этой статье: Выставление ГРМ по меткам. При выставлении поршень 1-го или 4-го цилиндра находится в верхней мертвой точке (ВМТ).

Я буду показывать порядок регулировки в два приема, а не в четыре, как написано во многих руководствах. Такой метод описан в журнале «За Рулем» а также описан в официальном руководстве от издательства «Третий Рим». Суть данного метода в том, чтобы не прокручивать коленчатый вал 3 раза регулируя по два клапана, а повернув всего один раз, регулировать сразу по 4 клапана. Более подробно опишу по ходу дела.

Итак, смотрим на кулачки распредвала, и те 4 из них, которые подняты в данный момент вверх от клапана, там и замеряем зазоры. Это будут 1,2,3 и 5 клапана.

измерение зазора клапанов на Калине

[infobl style=»info»]Для впускных клапанов допустимый тепловой зазор должен быть 0,20 (+-0,05) мм, а для выпускных 0,35 (+-0,05) мм. Если кто не знает расположение, то оно следующее, если считать слева направо: выпуск-впуск, впуск-выпуск и т.д. Если зазоры отличаются от номинальных, необходимо произвести регулировку с помощью шайб. Толщину H подбираем по формуле: H = B+A-C, где B-толщина старой шайбы, А — измеренный зазор, С — номинальный зазор[/infobl]

Теперь более подробно о процессе извлечения регулировочных шайб Калины. Одеваем планку на шпильки клапанной крышки и фиксируем ее гайками:

плвнка для регулировки клапанов на Калине

После этого рычагом механизма необходимо утопить нужный клапан до самого конца, и в это время вставить упорный рычажок под распредвал, чтобы он удерживал толкатель в нажатом состоянии:

как удержать клапан в нажатом состоянии на Калине

Обратите внимание, что прорезь на толкателе должна находиться спереди, чтобы вам удобно было поддевать и вынимать шайбу. Идеальным инструментом для этого являются длинногубцы:

Читайте так же:
Регулировка света фар нексия n100

как извлечь регулировочную шайбу клапанов на Калине

Затем, когда у вас есть подходящая по толщине новая шайба, сразу вставляем ее на прежнее место:

шайба регулировки клапанов на Ладу Калину

После чего рычагом придавливаем ее, чтобы он села на место. И разумеется, перед этим вынимаем упорный фиксатор толкателя.

Теперь когда с 4-мя клапанами справились и добились номинальных значений, приступаем к регулировке остальных: 4, 6, 7 и 8 клапанов. Для этого поворачиваем коленчатый вал двигателя на 1 оборот (смотрите по метке на маховике), или же на пол оборота распредвала. Повторяем аналогичную процедуру на втором приеме.

Хочу сказать, что при пробеге в 50 000 км на моей Калине не потребовалось ничего регулировать, так как зазоры были номинальными. Так что, лишний раз лучше туда не лезть, если они не стучат или не зажаты. Если что-то упустил, дополню, пишите! Есть вопросы, задавайте в комментариях!

Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107

Клапанный механизм с механическими толкателями имеет простую конструкцию, невысокую стоимость, его работоспособность не в такой значительной степени зависит от качества моторного масла, как в двигателях с гидрокомпенсаторами. Но у этой системы есть один большой недостаток – в процессе эксплуатации изменяются тепловые зазоры (ТЗ), и их приходится настраивать. Порядок и таблица регулировки клапанов ВАЗ-2107 существуют для того, чтобы правильно выставить ТЗ, а исполнитель операции мог запомнить порядок действий. Если клапана отрегулировать неверно, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) начнет работать с перебоями, появится стук, потеряется мощность, и вероятно, в результате может потребоваться более серьезный ремонт.

Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107

Для чего нужна регулировка клапанов

В любом автомобильном двигателе открытие клапанов необходимо для наполнения цилиндров топливовоздушной смесью, а после их герметичного закрытия в камерах происходит сгорание, совершается рабочий цикл. Если не выставить ТЗ, сделать их меньше положенной нормы или вовсе убрать, герметичности не будет, соответственно, не закроются полностью клапана, топливная смесь не сгорит до конца.

При увеличенных зазорах в клапанном механизме появляется стук, происходит интенсивный износ деталей. Регулировка клапанов (РК) для каждой модели автомобиля производится с периодичностью, указанной в технических условиях заводом-изготовителем, все станции техобслуживания, автослесари и владельцы автомобилей рекомендаций стараются придерживаться.

Регулирование клапанов на автомобиле ВАЗ-2107(карбюратор)

На авто ВАЗ-классика устанавливаются однотипные двигатели, имеющие практически одинаковую конструкцию, различаются только объемами цилиндров (разные диаметры поршней и гильз, ход поршня). Также на «Классике» может устанавливаться карбюраторная или инжекторная топливная система, но ТЗ регулируются одинаково. Для регулировки зазоров здесь потребуются:

  • рожковые ключи размерами 17 и 13;
  • специальный широкий щуп 0,15 мм.

Для ВАЗ-2107 существует еще один метод РК, где применяется рейка для регулировки и индикатор, щуп здесь уже не требуется, или его можно использовать в качестве контрольного инструмента.

Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107

Клапана на ДВС регулируются в определенной последовательности, для этого на коленчатом и распределительном валах сначала выставляются метки, затем коленвал каждый раз проворачивается на 180º по часовой стрелке. Рассмотрим подробнее, как выполнить подобную работу самостоятельно, не упустив никаких важных моментов.

Настройка клапанов на «Классике» своими руками

Чтобы отрегулировать клапана на заднеприводной машине ВАЗ с карбюраторным движком, подготавливаем инструмент, открываем капот. Работу следует производить на холодном двигателе, размер щупа для регулировки – 0,15 мм. Выполняем следующие последовательные действия:

  • ставим коробку передач на нейтраль;
  • отворачиваем 3 гайки верхней крышки воздушного фильтра (10-й ключ);Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • демонтируем крышку и фильтрующий элемент;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • отворачиваем 4 гайки, крепящие корпус воздушного фильтра (ключ на 8), снимаем шланг картерных газов, убираем корпус в сторону;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • отсоединяем от карбюратора трос подсоса и тягу акселератора от клапанной крышки;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • отворачиваем шесть болтов крепления крышки;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • получив доступ к клапанам, приступаем к регулировке. Берем ключ на 38 (специальный для храповика), насаживаем его на гайку шкива коленвала, поворачиваем к/вал до совмещения меток на р/вале;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • просовываем щуп между кулачком р/в и рокером (коромыслом), измеряем зазор. Щуп должен входить с небольшим усилием (натягом), если он не проходит, или зазор очень велик, необходимо произвести регулировку;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • в этом положении меток регулируются клапана №8 и №6, отсчет ведется от радиатора двигателя;
  • лишний зазор определяется рукой движением вверх/ вниз при установленном щупе, если ТЗ выше нормы, рокер будет «люфтить». При зазоре меньше положенного щуп вставить не получится;
  • для регулирования ключом на 17 ослабляем нижнюю контргайку, изменением положения гайки под 13-й ключ выставляем нужный зазор;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • отрегулировав клапан при установленном щупе, удерживая 13-м ключом, затягиваем контргайку. Здесь есть один небольшой нюанс: обычно при затягивании контрящей гайки зазор несколько уменьшается («подтягивается»), поэтому при регулировке щуп между рокером и распредвалом должен ходить немного свободнее. Впрочем, к этому можно легко приспособиться, все становится понятно в процессе работы;
  • поворачиваем коленвал на 180 градусов, метка распредвала должна сместиться на 90º, в этом положении производим РК под номерами 7 и 4;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • еще раз проворачиваем коленчатый вал, здесь уже верхней метки видно не будет, поэтому ориентируемся по нижней отметке, которая находятся на шкиве к/вала;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • в этом положении настраиваем клапана 1 и 3;
  • еще раз сделаем поворот коленвалом 180º (на распредвале метка будет смещена на 90 градусов от верхнего положения, но уже в другую сторону), настраиваем зазоры кл. №5 и №2.Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
Читайте так же:
Плата регулировки коллекторного двигателя с обратной связью

Полностью произведя РК, закрываем клапанную крышку, запускаем мотор, проверяем работу двигателя.

Особенности настройки клапанных зазоров на вазовской «Классике» инжектор

Двигатели ВАЗ-классика с инжекторной топливной системой выпускались как с гидротолкателями, так и с механическим приводом. Схема регулировки на ВАЗ-2107 инжектор совершенно ничем не отличается от стандартной настройки клапанов на карбюраторном моторе, есть только некоторые конструктивные отличия (другой корпус воздушного фильтра, нет карбюратора, изменен шкив коленчатого вала (с зубьями для считывания импульсов)).

Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107

Таблица регулировки клапанов

Помнить наизусть, в каком порядке нужно производить РК, может не каждый, поэтому для «забывчивых» составляются специальные таблицы регулировки, по которым можно легко понять, при каком положении коленвала нужно регулировать тот или иной клапан.

Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107

Также существуют таблицы зависимости рекомендуемого зазора от температуры окружающей среды, в них еще могут указываться значения для РК с помощью индикатора.

Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107

Если посмотреть на таблицу, из нее можно понять, что оптимальное значение 0,15 мм действительно при температуре окружающего воздуха +20ºC. Если вы решили отрегулировать клапана зимой на улице при нуле градусов, то в этом случае необходимо выставлять зазор 0,135 мм, а если при +30º – 0,158 мм.

Выставление зазоров в клапанах с помощью индикатора

Порядок РК при пользовании индикатором в целом не отличается от последовательности действий при регулировке с помощью щупа, но применяется другой инструмент. Для настройки клапанного механизма в этом случае понадобится рейка (планка) и сам индикатор, приспособление комплектом продается в специализированных автомагазинах. При большом желании планку для установки индикатора можно изготовить самостоятельно, в интернете найти необходимый чертеж не составляет проблем.

При выставлении зазоров с помощью индикатора получается более точная настройка, так как щуп не способен уловить все неровности кулачков распредвала, выработку на рокерах. Порядок действий РК с использованием специального приспособления здесь следующий:

  • так же как и при регулировании с помощью щупа, устанавливаем нейтральную передачу, открываем капот, снимаем клапанную крышку;
  • совмещаем метки распредвала для настройки 8-го и 6-го клапана;
  • на шпильках левой стороны постели распределительного вала крепим индикаторную планку;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • если мы регулируем шестой клапан, индикатор с помощью держателя закрепляем сверху соответствующего (6-го) рокера;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • с помощью ключа или рукой поднимаем и опускаем рокер, замечаем по индикатору, на сколько делений отклоняется стрелка.
Читайте так же:
Регулировка воздушной заслонки китурами

Здесь есть смысл обратиться к таблице, где приводятся данные по индикаторным настройкам, так как при регулировке щупом ТЗ измеряется в миллиметрах, а индикатором – в делениях. Например, для стандартного значения 0,15 мм соответствует индикаторный показатель 52, это означает, что стрелка при положенном зазоре отклоняется на пятьдесят два деления. Если ТЗ больше нормы, его нужно уменьшить, рассмотрим, как это происходит:

  • допустим, вместо положенных 52 индикатор показал значение 72 («лишние» 20 делений);
  • ставим стрелку на «ноль», расслабляем контргайку, ключом на 13 поворачиваем регулировочный болтик в сторону уменьшения зазора, наблюдаем за индикатором;Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • при повороте ключа индикаторная стрелка начинает отклоняться против часовой стрелки, необходимо, чтобы она «прошла» 20 делений (так как 72-52=20);Особенности регулировки клапанов ВАЗ-2107
  • добившись нужного показания на стрелочном приборе, придерживая ключиком на 13, «семнадцатым» ключом затягиваем контргайку;
  • отрегулировав так оба клапана (8 и 6), поворачиваем к/вал, регулируем кл. №4 и 7, затем дальше повторяем все операции, которые были описаны ранее для карбюраторного ДВС.

После регулировки устанавливаем клапанную крышку, запускаем мотор, смотрим, как он работает, слушаем, нет ли посторонних звуков.

Неисправности клапанного механизма

Нередко возникает ситуация, когда даже после регулировки продолжают стучать клапана, причем, стук бывает довольно сильным и неприятным. Основные причины постороннего шума в этом случае:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • выработка на рокерах;
  • люфт распределительного вала в постели (алюминиевом корпусе);
  • износ толкателей.

Для определения дефекта деталей необходимо снимать р/вал, делать визуальный осмотр. Изношенность опор распредвала выясняется с помощью микрометра, каждая из опорных шеек имеет свой определенный размер.

Регулировку клапанных зазоров на заднеприводных автомобилях ВАЗ обычно выполняют через каждые 20-25 тыс. километров пробега, также при появлении стука или подозрении, что клапана «зажаты». Если зазоры меньше нормы, двигатель работает неравномерно, особенно на холостых оборотах, теряется динамика разгона, появляются провалы.

Регулировка зазоров клапанов Лада Гранта.

Для компенсации теплового расширения стержня клапана между кулачком распределительного вала и толкателем клапана необходим зазор. Для впускных клапанов зазор должен составлять 0,15-0,25 мм, а для выпускных клапанов – 0,30-0,40 мм. Зазор задается подбором толщины регулировочных шайб. Шайбы устанавливаются в нишу, расположенную на толкателях сверху. Чтобы удобнее было извлекать шайбы, на верхних кромках толкателей сделаны пазы.

Читайте так же:
Схема регулировки оборотов электроинструмента

V:Сайт332357904257.jpg

Размер шайбы нанесен на ее нерабочей поверхности.

V:Сайт3568903213.jpg

Работу удобнее разделить на два этапа. Сначала измерить зазоры и рассчитать толщину новых шайб, а уже затем приобрести и установить новые шайбы.

Для выполнения работы потребуются:

  • набор плоских щупов;
  • пинцет;
  • микрометр (с пределом измерения 0-25 мм);
  • приспособление для регулировки зазоров.

V:Сайт689906543.jpg

Предупреждение!

Проверку и регулировку зазоров выполняют только на холодном двигателе (при температуре около +20 °С).

Последовательность выполнения.

1 — Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2 — Снимаем крышку головки блока цилиндров.

3 — Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ.

4 — Медицинским шприцем или резиновой грушей удаляем остатки масла вокруг толкателей клапанов.

5 — Устанавливаем приспособление для регулировки клапанов на шпильки головки блока цилиндров и закрепляем его гайками, которые крепили крышку головки блока цилиндров.

V:Сайт�876321577.jpg

Существует несколько способов регулировки зазоров. Они отличаются порядком измерения зазоров у клапанов.

В любом случае зазоры проверяются только при закрытых клапанах (их толкатели не поджаты кулачками распределительного вала). Если определить положение клапанов затруднительно, следует придерживаться приведенного ниже способа.

6 — Вращая коленчатый вал по часовой стрелке, выставляем поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.

Коленчатый вал можно вращать накидным ключом на 17 мм за болт крепления его шкива или большой шлицевой отверткой за зубья маховика. Для этого следует снять нижнюю крышку картера сцепления.

7 — Повернув вал из положения ВМТ на угол 40-50° (на 3 зуба шкива распределительного вала), щупами соответствующих толщин определяем зазоры в приводе I и 3 клапанов (при счете по порядку от шкива распределительного вала).

V:Сайт345645.jpg

Щуп номинальной толщины должен слегка защемляться в зазоре между кулачком распределительного вала и регулировочной шайбой толкателя.

8 — Если зазор не соответствует норме, поворачиваем толкатель пазом к себе. Приспособлением утапливаем клапан, удерживая толкатель от вращения отверткой вставленной в паз. Фиксатором приспособления стопорим толкатель в нижнем положении.

V:Сайт36769899643355.jpg

9 — Пинцетом извлекаем регулировочную шайбу.

V:Сайт12356789087.jpg

10 — По маркировке на шайбе определяем ее толщину. Если надпись стерлась, микрометром измеряем толщину шайбы.

V:Сайт35768965445678.jpg

11 — Рассчитываем зазор новой регулировочной шайбы по формуле:

  • для впускных клапанов Z = Y + X – 0,2 мм;
  • для выпускных клапанов Z = Y + X – 0,3 мм;

где Z — расчетная толщина новой регулировочной шайбы, Y — толщина снятой шайбы; X — зазор, определенный по щупу.

12 — Подбираем новую шайбу, у которой толщина близка к расчетной (± 0,05 мм).

13 — Устанавливаем новую шайбу в толкатель (маркировкой вниз).

14 — Поджимаем толкатель приспособлением и удаляем фиксатор.

15 — Соблюдая последовательность, указанную в таблице, проверяем и регулируем зазоры в приводе других клапанов.

16 — Сняв приспособление для регулировки клапанов, устанавливаем снятые детали в последовательности, обратной разборке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector