4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты

Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты

Налог на прибыль

НДС

Налоги

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Отчетность

УСН

Индивидуальные предприниматели

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

ККТ

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Продажа товара по цене ниже себестоимости, налоговые последствия

Ошибка в уведомлении о приеме иностранца дорого обойдется

Признаки предпринимательской деятельности

С какой периодичностью может проводиться плановая проверка юридического лица?

В каких случаях применяется аналогия права?

Что является обычаем согласно действующему российскому законодательству?

Какой принцип действия закона во времени?

Изучаем налогообложение

Форум ответов

О главном

Вечно нужное

Заметок в базе: 4314
Комментариев: 181

Законодательные и нормативные акты аудита в РФ

Государственное регулирование аудиторской деятельности можно условно разделить на 4 уровня:

  1. Федеральные законы — ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г., ФЗ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» — определяют правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.
  2. Подзаконные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ) — устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др., устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФО) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций.
  3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) — определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
  4. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти — принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации аудиторской деятельности, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д.

Негосударственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основании следующих документов:

    • Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики — определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным ФПСАД, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Разрабатываются саморегулируемыми организациями, обязательны для применения исключительно членами таких СРО.
    • Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД. Детализируют требования ФПСАД, устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг. Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, применяются в соответствии с внутренними требованиями

Нормативные документы об аудиторской деятельности

На сегодняшний день основным нормативным актом регулирующим деятельность, как частных аудиторов, так и компаний предоставляющих аудиторские услуги в России, является Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ) вступивший в силу 1 января 2009 года.
В этом Федеральном законе дано развернутое понятие аудита и аудиторских услуг, а также определены права, обязанности и ответственность аудируемых лиц и организаций предоставляющих аудиторские услуги. Помимо этого в законе раскрыты требования по аттестации, лицензированию, а также определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Читайте так же:
Регулировка дпдз бмв е34 м20

К органам, на которые возложены обязанности по осуществлению контроля над аудиторской деятельностью на территории РФ, относятся уполномоченный федеральный орган исполнительной власти определенный Правительством РФ и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на Министерство финансов России, которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, возложены следующие обязанности:

  • Издание нормативных актов, а также разработка и представление на утверждение Правительству РФ стандартов аудиторской деятельности;
  • Разработка системы аттестации, обучения, а также повышения квалификации и лицензирования существующих аудиторских компаний и частных аудиторов;
  • Ведение реестра аудиторов и фирм предоставляющих аудиторские услуги;
  • Определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности и финансовой отчетности;
  • Аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Так же согласно одной из статей Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности, необходимость создания которого заключается в учете мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности.

Помимо Закона N 307-ФЗ разработана обширная нормативная база аудита включающая в себя:

  • Модифицированное мнение в аудиторском заключении;
  • Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности;
  • Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля;
  • Аудиторские доказательства;
  • Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам;
  • Дополнительную информацию об аудиторском заключении и многое другое.

ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит» вот уже на протяжении более 20 лет предоставляет услуги по проведению любых видов аудиторских проверок на основании правовых основ и существующих нормативных документов об аудиторской деятельности. Все наши специалисты имеют квалификационные аттестаты, выданные в соответствии с требованиями Закона № 307-ФЗ (единые квалификационные аттестаты).

Мы осуществим весь комплекс услуг на основании нормативных документов аудита необходимых для проведения качественной аудиторской проверки. Сотрудничая с нами Вы будете точно знать о реальном положении дел на Вашем предприятии, что в дальнейшем поможет Вам эффективно и успешно заниматься предпринимательской деятельностью.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями)

1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 4 марта, 1 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 1 мая, 31 декабря 2017 г., 23 апреля 2018 г., 26 ноября 2019 г., 1 апреля, 8 июня, 29, 30 декабря 2020 г., 9 марта, 11 июня, 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьями 5.1 — 5.6 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьями 10.2 и 10.3 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьей 14.1 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьями 17.1 — 17.3 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьей 21.1 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Читайте так же:
Регулировка клапанов бмв е39

Президент Российской Федерации

30 декабря 2008 года

Принятие нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области.

Лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 января 2010 года. Одновременно будет введено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. На эти объединения будут возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, к стажу работы в аудиторской организации, наличию безупречной деловой репутации, уставному капиталу аудиторских организаций), призванные повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита.

Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

Детально регламентирован порядок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением частей 1-9 статьи 11, статей 12 и 16 настоящего Федерального закона

Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Части 1 — 8 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2008 г. N 267, в "Парламентской газете" от 16 января 2009 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. N 1 ст. 15

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г. и с 1 июля 2022 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 марта 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ)

Действие пункта 3 части 1 статьи 5 было приостановлено до 1 января 2021 г. в части годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фондов, являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями, за 2019 г., за исключением случая, если аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 мая 2020 г. начато исполнение договора на проведение обязательного аудита такой отчетности

Читайте так же:
Регулировка форсунок омывателя лобового стекла audi

Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого пункта 3 статьи 2 изменений, который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения на территории РФ, и изменений в статью 23, вступающих в силу с 1 августа 2015 г.

Федеральный закон от 4 марта 2014 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ

Действие пункта 2 (в части проведения обязательного аудита государственных внебюджетных фондов) и пункта 3 (в части проведения обязательного аудита организаций, являющихся федеральными государственными учреждениями) части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона должно было быть приостановлено с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г. (Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.)

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ

Читайте так же:
Регулировка заднего бампера на ауди а4 б5

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 11 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

Нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность

Очень часто практические действия в сфере аудита опережали нормативную базу. Фирмы по аудиту быстро осваивались на рынке, расширяли свои услуги, оказывали их самым разным хозяйствующим субъектам. От такого темпа страдало качество аудиторских проверок, а иногда и нарушались нормы и правила, закрепленные в правовых документах. Бывали вопиющие случаи, когда аудиторские заключения выдавались за деньги без реальных проверочных действий. Органы, регулирующие аудиторскою деятельность столкнулись с проблемой контроля качества аудиторских проверок. Необходимо было разработать единый нормативный документ.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

В 2001 году вышел ФЗ «Об аудиторской деятельности». Далее в него вносились значимые дополнения и поправки, в конечном итоге появился новый закон, который действует сегодня. Закон содержит:

  1. Определение аудита и сопутствующих понятий.
  2. Органы, регламентирующие деятельность аудиторов.
  3. Понятия «аудитор», «аудиторская организация».
  4. Аттестация аудиторской деятельности, ее цели и задачи.
  5. Критерии для включения в СРО.
  6. Государственный реестр СРО, порядок его ведения.
  7. Обязательный аудит, случаи проведения.
  8. Стандарты аудиторской деятельности, классификация.
  9. Права и обязанности аудитора при осуществлении аудиторской проверки.
  10. Структура аудиторского заключения.
  11. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.

Закон определяет место аудиторской деятельности в системе хозяйствования. Для России это имеет важное значение, так как ранее государственный контроль был единственным видом, необходимо было определить место и роль независимого контроля, коим является аудит.

Среди актов нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности Закон является ведущим НПА, определяющим основополагающие требования к аудиту. Сегодня разработана и принята концепция смешанного регулирования и законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Такая система позволяет регулировать аудиторскую деятельность не только посредством законов и подзаконных актов гос. структур, но и посредством нормативных актов общественных организаций.

Система нормативного регулирования

Выделяется четыре уровня НПА:

Система нормативного регулирования

Рисунок 1. Система нормативного регулирования в России

На первом уровне находятся ГК РФ, НК РФ, ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «О саморегулируемых организациях», ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», НПА государственных органов власти, постановления Правительства РФ, то есть все те акты, на основании которых происходит государственное регулирование аудиторской деятельности.

На втором уровне находятся кодекс профессиональной этики аудиторов, федеральные стандарты и нормативные акты в пределах своей компетенции Минфина России. Поскольку большое участие в разработке документов принимал Совет по аудиторской деятельности, их с уверенностью можно отнести к НПА смешанного регулирования.

На третьем уровне размещены документы профессиональных аудиторских объединений в виде кодексов профессиональной этики СРОА, стандартов, методических материалов, положений СРО.

На четвертом уровне находятся аудиторские правила организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются инструментом определения внутреннего контроля качества, внутренние стандарты, правила и методики.

НПА третьего и четвертого уровня применяются при саморегулировании.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»

Закон регулирует деятельность СОА, где члены организации взаимодействуют на основе профессионального признака. Закон определяет:

  1. Понятие саморегулирования и его субъектов.
  2. Предмет СО, стандарты и правила организаций, общие критерии признания некоммерческой организации СРО.
  3. Структуру руководящих органов, функции, права, обязанности СРО.
  4. Порядок осуществления контроля СРО за деятельностью своих членов.
  5. Имущественная ответственность членов СРО перед потребителями.
Читайте так же:
Регулировка тросиков печки ауди 80

Российские стандарты аудита называются Федеральными правилами аудиторской деятельности (ФПСАД). Первые шесть стандартов вышли в 2003 году, с этого времени идет их постоянное обновление и совершенствование. Это объясняется экономической активностью, развитием рынка аудиторских услуг, изменениями в международной практике аудита. В 2010 году действовало 34 стандарта, принятых в соответствии с законом.

ФПСАД включает в себя информацию, которая необходима для осуществления аудиторской деятельности и сопутствующих ей услуг. Здесь подробно прописан порядок оказания услуг, оформление результатов проверки, оценка качества услуг.

Требования ФПСАД помогают разрабатывать и осуществлять грамотную политику в области аудита. Российские стандарты соответствуют международным, это обеспечивает доверительные отношения между аудиторами и пользователями. Безусловно, главную роль в разработке стандартов играет аудиторское сообщество.

Развитие аудита должно опираться на мировые достижения в этой области, а также на практику современных российских предприятий.

Стандарты СРО определяют требования к процедурам аудита в дополнение к требованиям федеральных стандартов. Они утверждают свои правила, которые обязательны к исполнению для аудиторов, имеющих членство в СРО.

Регулирование аудита осуществляется при участии субъектов аудита:

  • уполномоченного федерального органа (УФО) на государственном уровне;
  • Совета по аудиту при УФО – смешанное регулирование;
  • саморегулируемого объединения аудиторов – саморегулирование;
  • аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов – саморегулирование.

Функции регулирующего федерального органа выполняет Минфин России, в его рамках создан Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Функции федерального органа следующие:

  • определение гос.политики в сфере аудита;
  • нормативно-правовое регулирование, утверждение федеральных стандартов, правил;
  • ведение государственного реестра СРОА и контрольного экземпляра реестра;
  • анализ рынка аудиторских услуг;
  • надзор за деятельностью СРОА;
  • контроль внешнего характера за качеством работы аудиторов, которые осуществляют аудит гос.собственности.

Департамент, созданный в рамках Минфина России разрабатывает меры по государственному регулированию рынка аудита в РФ, осуществляет надзорные действия за этой деятельностью. В обязанности сотрудников департамента входит публикация в СМИ статей рекомендательного характера по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности и применению законодательства.

Рекомендации Минфина освещают наиболее актуальные вопросы, которые требуют изучения, например, по факторам риска право и дееспособности экономического субъекта, риска внутреннего контроля, риска непрерывности деятельности и пр. К разработке проектов нормативных актов по договорам привлекаются члены аудиторского сообщества, специалисты, эксперты.

Совет по аудиторской деятельности – новое подразделение в системе государственного аудита. Он создан с целью обеспечения общественных интересов в ходе аудиторских проверок.

Состав Совета следующий:

  • 10 представителей пользователей бух. отчетности;
  • 2 представителя УФО;
  • по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, имеющего полномочия принимать НПА, контролировать и осуществлять надзорные действия в сфере финансовых рынков;
  • 2 представителя от СРОА, делегированных всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.

Совет создает рабочий орган, который готовит решения. Состав и численность утверждается УФО. В состав рабочего органа входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители СРОА, а также руководитель аттестационной комиссии, представители научной и педагогической общественности. Число представителей СРО должно составлять 70% от общего числа состава рабочего органа. Положение о Совете и о рабочем органе утверждается УФО, а регламент утверждает сам Совет. Сведения о деятельности Совета должны обладать такими свойствами, как доступность и открытость, в том числе через официальный сайт Минфина России.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector